«Евгений Онегин» А. С Пушкина - «энциклопедия русской жизни»

Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пуш­кина по праву можно назвать не только самым лучшим произведением поэта, апогеем его творчества, но и одним из самых удивитель­ных произведений мировой литературы. Не зря В. Г. Белинский в своей восьмой статье «Евгений Онегин» писал: «"Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полно­тою, светло и ясно, как отразилась в "Онеги­не" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, поня­тия, идеалы... Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и обще­ственное значение».

Ни одна энциклопедия не даст такого лако­ничного и в то же время полного представле­ния об эпохе, о быте, идеалах, мечтах и нравах русского общества, какое можно почерпнуть в «Евгении Онегине». Роман уникален широтой охвата действительности, многосюжетностью, описанием отличительных особенностей эпо­хи, ее колорита. Именно поэтому В. Г. Белин­ский сделал вывод: «"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». В нем отразился «век и современный человек». Дей­ствительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина. В «Евгении Онегине», как в энциклопедии, можно почерпнуть все сведения о первой чет­верти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем разговаривали, что читали, какими ин­тересами жили. В «Евгении Онегине» отрази­лась вся русская действительность. Здесь и помещичья усадьба, и крепостная деревня, и барская Москва, и светский Петербург, и гу­бернские города.

Пушкин правдиво изобразил ту среду, в кото­рой живут главные герои его романа. Автор вос­произвел атмосферу столичных и провинциаль­ных дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он    по-французски     совершенно

Мог изъясняться и  писал;

Легко   мазурку   танцевал

И   кланялся    непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума». Разница во времени составляет несколько лет. И ниче­го не изменилось! В обществе по-прежнему царят скука, клевета, зависть, злоба. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и пустые разговоры. Это и порождает никчемность мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души, а постоян­ная суета, царящая в свете, делает человече­скую жизнь однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но пустой и неинтересной. Татьяна искренне признается Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой   жизни   мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой   модный дом   и   вечера,

Что в них?

Это общество коверкает души людей, при­нуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на поединке Ленского. Ведь как бы душа Ев­гения ни протестовала против поединка, со­циальные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» — восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неоднородно. Это, с одной стороны, «светская чернь», пре­вратившая погоню за модой в главный принцип жизни, а с другой — круг людей, принятых в пе­тербургском салоне Татьяны, и их можно счи­тать истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет подобное противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману: «Образ света получал двойное освещение: с одной сто­роны, мир бездушный и механический, он оста­вался объектом обсуждений, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура". Жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил* поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора «Евгения Онегина», он сохраняет безус­ловную ценность». Общество разнопланово. От самого человека зависит, примет он нравст­венные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Сам Пушкин принадлежал к высшим аристо­кратическим кругам. Поэтому в романе он изо­бразил, как Евгений Онегин тратит свои луч­шие годы на балы, театры, любовные приклю­чения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего. Но надо отметить, что пушкинский герой в духовном, интеллекту­альном плане стоит выше своих сверстников. И, возможно, именно это вынудило Евгения потерять интерес к жизни, вызвало у него глу­бокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Барское отвращение к труду, привычка к безделью и покою, безволие и эгоизм — вот те качества, которые достались Онегину в на­следство от «высшего света».

Провинциальное общество предстает в ро­мане карикатурой на высший свет. Одно появ­ление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь прообразы этих героев уже появлялись на русской сцене. За 50 лет до написания «Ев­гения Онегина» эта чета была высмеяна Фон­визиным в комедии «Недоросль». Таким обра­зом, история повторяется: за период, отделя­ющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, в ней ни­чего не изменилось.

Представителями провинциального обще­ства являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин детально описывает их увлечения, привычки, манеры. Автор, раскрывая харак­тер отца Татьяны, пишет:

Отец ее был добрый малый,

В   прошедшем    веке   запоздалый,

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал  простой  игрушкой...

Такая характеристика подойдет большинст­ву представителей русского провинциально­го общества. Но на фоне картин устоявшейся помещичьей жизни автор изображает «ми­лую» Татьяну, с чистой душой, добрым серд­цем. Почему эта героиня так непохожа на сво­их близких, на сестру Ольгу, ведь воспиты­вались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна отличается от них духов­но: много читала, ей нравилось бродить сре­ди дубрав, мечтать, «она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на блед­ном небосклоне звезд исчезает хоровод...» В основе образа Татьяны лежит народность, т. е. близость к русской природе, русской ду­ше. Именно это помогло ей преодолеть пред­рассудки высшего света, и в этой победе — залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Пушкин максимально при­близил образ Татьяны к исключительно по­этической русской природе, лишенной вы­чурности, экзотики. Отсюда и возникает ха­рактерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вы­нуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа со­здала Татьяну для любви, общество пересоз­дало ее». С этим можно не согласиться. По­пав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Татьяной, преданной деревне, своим любимым книгам, воспоми­наниям о своей няне:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье  света   ненавидит;

Ей душно здесь...   она мечтой

Стремится   к жизни  полевой,

В деревню,    к   бедным   поселянам,

В   уединенный   уголок...

Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мыс­ли находятся в противоречии с окружающим ее миром. Пушкин сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит ис­ключительно к миру русской природы, к миру русского общества?» — отмечал Белинский в критической статье. Критик здесь совершенно прав: ведь никто, кроме Пушкина, не сумел дать таких красочных и достоверных описаний жизни русского общества. Недаром Белинский назы­вал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Роман А. С. Пушкина оказал огромное влия­ние на современную и последующую литера­туру. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавли­вать на ней исполненный любви и благодар­ности взор».

Печать Просмотров: 25966
Версия для компьютеров