Героини пьес островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»

Два емких художественных символа заклю­чают в себе главную тему драмы «Гроза». Первый — заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемог­шую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй — великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов — свобода. Свобода и лю­бовь — вот главное, что было в характере Ка­терины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согре­шила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для ве­рующего человека — грех еще более страш­ный, но Катерина пошла на это. Порыв к сво­боде, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, — воплощенная доб­рота и прощение.

Катерина — истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Пусть невольный, поступок его оказывается нарушением. За это его по­стигает кара некоей силы, которой часто вы­ступает сам же герой трагедии. Такова и Кате­рина. Она и мысли не имела протестовать про­тив мира и порядков, в которых она жила. Но свободно отдавшись впервые посетившему ее чувству, она нарушила патриархальный по­кой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее ги­бели стал внутренний конфликт. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взо­рвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.

В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев — в смысле положи­тельных персонажей, занимающих централь­ное место в пьесе. Вместо них у Островского героини — любящие, страдающие души. Ка­терина Кабанова — лишь одна из их множест­ва. Ее характер можно сравнить с характером Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Те же любовные страдания, равнодушие и жес­токость окружающих и, главное, гибель в фи­нале. Но и только.

По сути характеров Катерина и Лариса, ско­рее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, спо­собности на решительный, энергический, как говорил Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир «Бесприданницы» иной, нежели в «Грозе»: в 1878 году, когда написана пьеса, в России утвердился капитализм. В «Грозе» лишь начало его. Купцы только становятся бур­жуазией, это проявляется в том, что традици­онные для них патриархальные отношения от­живают, мертвеют, утверждается обман и ли­цемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине. Лариса — тоже жертва об­мана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила европеизи­рованное воспитание и образование. Она ищет возвышенной любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех от­ношениях ей не пара. Но ее кумир — барин Паратов, еще хуже. Неопытность и жажда любви влекут Ларису к нему, как бабочку на пламя свечи. А силы характера, цельности на­туры нет. Казалось бы, образованная и куль­турная Лариса должна была выразить хоть ка­кой-то протест, в отличие от Катерины. Но нет, она слабая во всех отношениях нату­ра. Она не сможет ни убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, ни хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть иг­рушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная душою и телом Лариса сама оказывается вы­ражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Весенняя сказка «Снегурочка» (1873) из-за своих фольклорных корней далека от социаль­ной реальности российского общества времен и Катерины, и Ларисы. Но именно она многое рассказывает нам о природе женских характе­ров Островского, их чувств, о их любви. В «Сне­гурочке» две героини, и обе любят, но по-раз­ному, потому что Снегурочка и Купава вопло­щают разные типы женских характеров. Купава во многом похожа на Катерину, роднит их «го­рячее сердце». Главное для них — любовь, единственно в которой могут проявить они свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.

Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви, «девически чиста ее душа», ей странно, что «пе­редрались все парни за нее». Когда Купава уп­рекает ее в том, что Снегурочка разлучила ее с женихом — Мизгирем, Снегурочка произно­сит ключевую для понимания ее характера фразу: «Снегурочка чужая вам». Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчи­вому избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь — главная цен­ность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все это получает фантастическую окраску. И столь же сказочно, от матери, повелительни­цы весеннего пробуждения природы, Снегу­рочка получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешиваются мифические силы, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза, в стремлении обрести благосклонность ветре­ной Весны, Снегурочка тает.

Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы, способность любить двойственна: Купаве она дарует пол­ноту жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.

Печать Просмотров: 17999
Версия для компьютеров