«Горе от ума» - бессмертное произведение А. С. Грибоедова

Комедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, акту­альна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной рас­крывает пороки, поразившие российское общество начала XIX века, однако, читая эту пьесу, мы находим в ней и героев ны­нешних дней.

Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не слу­чайно стали нарицательными. Давайте по­смотрим на хозяина дома. Каждая репли­ка Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита «века покорности и стра­ха». Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: «Учились бы, на старших глядя». А что является, в понимании Фаму­сова, тем самым опытом старших поколе­ний? Это ярко видно на примере его отзы­вов о покойном дядюшке Максиме Петро­виче, который «не то на серебре — на золоте едал». Максим Петрович, вельмо­жа времен «матушки Екатерины», являет­ся для Фамусова образцом для подража­ния, потому что, «когда же надо подслу­житься, он и сгибался вперегиб». Лесть и низкопоклонство в цене у этого персо­нажа комедии.

Занимая большой пост, Фамусов при­знает, что служит он для того, чтобы до­быть чины и иные блага. При этом он да­же не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай  мой такой:

Подписано,    так с плеч долой.

А. С. Грибоедов блестяще отразил в об­разе Фамусова также такую черту чинов­ничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом». Герой комедии при­знается:

При мне  служащие   чужие   очень  редки,

Все   больше   сестрины,    свояченицы детки...

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не   порадеть   родному человечку.

Мерой ценности человека для Фамусо­ва являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». Полковник Скалозуб, как счита­ет Фамусов, подошел бы Софье в качест­ве мужа, потому что он «не нынче — завт­ра генерал».

В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современ­ника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, ка­кая была у русского барства начала XIX ве­ка. А бюрократия, ставшая уже общест­венным явлением, держится на этих са­мых Фамусовых. То   же   можно   сказать   про   Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни яв­ляется карьера,  положение в обществе и все, что с этим связано. И добиваются они всего этого,   выслуживаясь перед выше­стоящими. Они любят красивую жизнь, ко­торой  вознаграждаются  за  низкопоклон­ство,  подхалимство. Так,  например,  Молчалин живет по принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину,    где доведется жить,

Начальнику,   с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару,    дворнику,   для   избежанья   зла,

Собаке дворника,    чтоб ласкова   была.

В лице Молчалина Грибоедов создал вы­разительный  обобщенный  образ  циника, лишенного нравственных ценностей,  кото­рый   сумеет  дойти   до   «степеней   извест­ных». Этот герой к своим достоинствам от­носит «умеренность и аккуратность», уме­ние промолчать, когда тебя бранят.

Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки» гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.

На мой взгляд, это страшно, когда в обще­стве есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедо­ва составляют ту прослойку общества, кото­рая всегда безропотно выслуживается пе­ред властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемокра­тическом государстве, в чем убеждает исто­рия нашей страны.

Поэтому мы можем говорить и об акту­альности для сегодняшнего дня таких ге­роев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека сво­ей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относит­ся к крепостному праву, жестокости поме­щиков, карьеризму, чинопочитанию, неве­жеству, к идеалам «века минувшего». Чац­кий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи совре­менности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культу­ре, к просвещению.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие кре­постного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав востор­женный рассказ Фамусова о Максиме Пе­тровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели», о тех, «чья чаще гнулась шея». Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает «век минувший»: «Пря­мой был век покорности и страха». Он одо­бряет тех молодых людей, которые не то­ропятся «вписаться в полк шутов».

Критически относится Чацкий к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека сво­бодно выбирать себе занятия: путешество­вать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творчес­ким высоким и прекрасным». Он стремится «служить», а не «прислуживаться», причем служить «делу», а не «лицам».

Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот пер­сонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направ­лены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особен­но — на стыке «века минувшего» и «века нынешнего». По этому поводу И. А. Гонча­ров в своей статье «Мильон терзаний» пи­сал: «...при резких переходах из одного ве­ка в другой Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два ве­ка сходятся лицом к лицу в тесноте се­мейств, — все длится борьба свежего с от­жившим, больного с здоровым...»

Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных геро­ев комедии, открыто выражает свои мыс­ли, ничего не скрывает. Этот человек пря­мо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют «белыми воронами», так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко вы­раженной индивидуальностью. Именно по­этому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его призна­ют сумасшедшим:

С ума сошел!..

Ей кажется, вот на!

Недаром?

Стало быть... с чего б взяла она!

Гончаров в своей статье «Мильон тер­заний» писал о «Горе от ума», что оно «все живет своею нетленною жизнью, пе­реживет и еще много эпох и все не утра­тит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель на­рисовал реальную картину нравов, со­здал живых персонажей. Настолько жи­вых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибо­едова. Ведь наши Фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют со­временного нам Чацкого испытывать го­ре от ума.

Печать Просмотров: 7797
Версия для компьютеров