Художественные функции пейзажа в пьесах А.И. Островского «Гроза» и А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схо­жи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова виш­невый сад является одним из главных персонажей.

В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захва­тывающие волжские виды, открываю­щиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по срав­нению с великой русской рекой вишне­вым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей кра­сотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ни­чтожеством по сравнению с необъят­ной, сильной рекой. Вишневый сад — это укромный, спокойный уголок, до­рогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, — красив той ти­хой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. Природа всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, за всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на бе­регу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и за­щитницей в детстве. Отношение к при­роде являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Ди­кой, Кабаниха и другие послушные подданные «темного царства» равно­душны к красоте природы, в глубине души боятся ее.

Герои «Вишневого сада» — Ранев­ская, Гаев и все, чья жизнь долгое вре­мя была связана с вишневым садом, — любят его: нежная, тонкая красота цве­тущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти,

о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.

У Островского пейзаж также допол­няет действие. Так, объяснение Кате­рины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, кается Кате­рины во время грозы в полуразрушен­ной церкви, где из всех фресок уцеле­ла лишь картина ада.

Для Раневской и Гаева вишневый сад — родовое гнездо, малая родина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью Их самих. Продажа вишневого сада Символизирует конец их жизни, от ко­торой остались одни горькие воспо­минания. Эти люди, обладающие ве­ликолепными душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радос­тью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навст­речу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад лучше прежнего.

Но в старом саду, в заколоченном до­ме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает ни­кого просто так, как не дает человеку покоя его прошлое. Вишневый сад — это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бес­смертна сама жизнь. Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но но­вые люди посадят новые вишневые са­ды, и все начнется заново.

В момент покаяния Катерины разра­зилась гроза, пошел дождь, очищаю­щий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: «темное царст­во» затравило героиню, которая осме­лилась преступить его законы. Волга помогла Катерине уйти от невыноси­мой жизни среди людей, прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.

Пейзаж в пьесах Островского и Чехо­ва подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство, мелочность челове­ческих отношений перед лицом холод­ной и прекрасной природы.

 

Печать Просмотров: 7149
Версия для компьютеров