Художественные особенности поэмы гоголя «Мертвые души»

Гоголь давно мечтал написать произведе­ние, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 году. Первое издание по цензурным соображениям было озаглавлено «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало истинное значение этого произведения, вызывало ассоциации с авантюрным романом. Гоголь пошел на это для того, чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведе­ние поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над ним, Гоголь называет его то поэмой, то романом. Чтобы понять мотивацию автора «Мертвых душ», можно сопоставить это произведение с «Божественной комеди­ей» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влия­ние чувствуется в поэме Гоголя.  «Божественная комедия» состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая со­провождает лирического героя в ад, они про­ходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему ро­дины — Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада Рос­сии. Недаром название поэмы «Мертвые ду­ши» перекликается с названием первой части «Божественной комедии» — «Ад».

Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидатель­ный — образ России. С ним связано «высокое лирическое движение», которым в поэме по временам заменяется комическое повество­вание. Значительное место в поэме «Мерт­вые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для по­эмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общест­венных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и на­рода здесь противопоставлены мрачным кар­тинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы «Мерт­вые души» Чичиковым в город N. С первых же страниц произведения мы ощущаем строй­ность композиции, хотя читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о развязке сюжета.

Все персонажи выведены по принципу: один хуже другого. Например, Манилова, ес­ли его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного ге­роя (на столе у него уже давно лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: «Позвольте этого вам не позволить»), но по сравнению с Плюшки­ным Манилов во многом выигрывает. Однако в центр повествования Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобраз­ным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ «человека-коробоч­ки», в котором заложена идея неуемной жаж­ды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она возникает в сборнике «Миргород», а в комедии «Реви­зор» становится ключевой. В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостни­чества.

Особое место в поэме занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведе­ния. Форма сказа придает повести характер притчи, но на самом деле это сатира на пра­вительство.

Миру «мертвых душ» в поэме противопостав­лен лирический образ народной России, о ко­торой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чиновничь­ей державы Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся тройки, воплощающей в себе силы России: « Н е так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»

Практически все персонажи поэмы статичны, они не развиваются. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти маниловы, коробочки, собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики персонажей Гоголь ис­пользует и свой излюбленный прием — харак­теристику персонажа через деталь. Чего стоит, например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение, он обратил внимание на заросший английский пруд, на по­косившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате — то ли серые, то ли голу­бые, на обтянутые рогожей два стула, до кото­рых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим ав­тором: «Ни то, ни се, а черт знает что такое!» Вспомним Плюшкина, эту «прореху на челове­честве», даже пол которого не сразу опреде­лишь: он выходит к Чичикову в засаленном ха­лате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин — крайняя степень падения. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которы­ми так восхищался А. С. Пушкин: «Еще ни у од­ного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в та­кой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Однако этим за­мыслам не суждено было осуществиться: вто­рой том оказался неудачным по идее, а тре­тий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвест­ность. Гоголь терялся, задумываясь о буду­щем России; «Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа».

Печать Просмотров: 20310
Версия для компьютеров