Художественные особенности ранней лирики Маяковского В.В.

Говоря о художественных особенностях поэзии Маяковского, важно помнить, что он был одним из основоположников русского футуризма. Кубо-футуристы стремились к единению живописи и поэзии, и в стихах Маяковского присутствует яркая цветовая гамма; мир он отражает часто с помощью геометрических фигур. Маяковский не только поэт, но и художник. Он видит мир в красках, в цвете. Отсюда яркие метафоры, в которых соединяется подчас несоединимое:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зелёный бросали горстями дукаты,
а чёрным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие жёлтые карты.
                                                Ночь, 1912


Обратите внимание на лексику, на метафорическую усложнённость образов в стихотворении «Я сразу смазал карту будня...» — «смазал», «сдвинул», «плеснувши краску из стакана». Что «сдвинул» и «смазал»? Будни? Существующее пространство? Обычный город? Вместо крыши — «чешуя жестяной рыбы», «флейта водосточных труб».

Читая стихотворение, важно увидеть и осмыслить ключевые слова и понятия, так как они содержат явную или скрытую антитезу или аналогию. Так, в приведённом стихотворении главной фразой является: «Я сразу смазал карту будня...» Для чего? Ответ скрыт в антитезе «Я показал на блюде студня / косые скулы океана».

Уход от будней предполагает встречу с возвышенным, прекрасным. Например, с ноктюрном, который можно сыграть «на флейте водосточных труб». Это стихотворение — образец философской лирики, в нём осмысляются вопросы бытия.

По наблюдению К.Д. Муратовой, «раннее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством. Будучи не только поэтом, но и ху-дожником-авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложнённости и деформации их. Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадался на плоскости и объёмы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассечённых частей.

У-
лица.
Лица
У
догов
годов
рез-
че.
Че-
рез
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы».


Кроме того, для футуристов принципиально важна была концепция «самовитого» слова, т. е. слова, очищенного от позднейших смысловых наслоений, как говорили футуристы, слова в его первоначальном виде, или слова, придуманного самим творцом, которое не замутнено ничем. (Кстати, слово «самови-тое» является именно таким созданным искусственно словом.) Поэтому уже в ранних стихах Маяковского много неологизмов, придуманных им. Он мог употребить слово с несвойственным ему суффиксом («адище», «божик»), мог просто придумать новое слово («поэтиного»). Словотворчество было важнейшей особенностью поэзии Маяковского. В его ранних стихах часто встречаются звукоподражания, он не боится использовать язык улицы.

Стих Маяковского — ораторский, направленный на выступление перед большой аудиторией. Важнейшим для поэта было убеждение в том, что литература должна не только и не столько отражать жизнь в её многообразии, но в первую очередь воздействовать на неё, стремясь изменить мир к лучшему. Чтобы «достучаться» до людей, нужно, по его мнению, не только публиковать стихи, но агитировать.

Маяковский активно использовал тонический стих: строка делилась не на стопы, а на ритмико-смысловые доли, выделяемые интонационно и логически. (Далее мы будем подробно говорить о тоническом стихосложении.) Например, в стихотворении «Дешёвая распродажа» (<1916>):

Слушайте ж:

всё, чем владеет моя душа,
— а её богатства пойдите смерьте ей! — великолепие,
что в вечность украсит мой шаг,
и самое моё бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклонённых соберёт мировое вече, —
всё это — хотите? —
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье.


Традиционные рифмы (например, «смерьте — бессмертие», «отдам — векам», «вече — человечье») чаще всего присутствуют в стихотворениях Маяковского, но их сложно заметить: четверостишие разбито на отрезки, в которых рифму не сразу можно выделить. Разбивку стиха на интонационные отрезки с внутренней рифмовкой (лесенку) Маяковский ввёл в 1923 году.

Рифме поэт уделял большое значение. Ударное слово он ставил в конец строки, что придавало этому слову особый вес. Рифма Маяковского часто бывает неточная: он рифмует не только концы строк, но и середины, середину и конец. Важно, чтобы совпадали гласные, а совпадение согласных не обязательно. Часто поэт использует составную рифму: «влип как — скрипка».

Поэтический голос Маяковского то звучал «медногорлой сиреной», то нежно и проникновенно, умел «подымать и вести и влечь», доказывать, убеждать... Отсюда и особый строй стихов, когда поставлена на учёт «каждая мелочишка», — лексика, образный строй, интонация, ритмика, рифма — всё несёт смысловую нагрузку.
Печать Просмотров: 34461
Версия для компьютеров