Художественные портреты чиновников в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души»

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновниче­ства, и поэтому создает два произведения, отоб­ражающих действительное состояние страны. Од­ним из этих произведений является комедия «Ре­визор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния все­общего». Гогольпризнавался, что в «Ревизоре» он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости». В 1836 году пьеса была поставлена на петербургской сцене и имела гро­мадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боя­лись влияния «Ревизора» на общественное мне­ние. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвине­ние николаевской России.

Гоголь создал глубоко правдивое произведе­ние, проникнутое острым юмором, обличавшее бюрократическую систему России. Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспри­нимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, что захолустный городок, из которого, как сказал го­родничий, «хоть тригода скачи, ни до какого госу­дарства не доедешь», есть только часть громад­ного

бюрократического целого. Реакционеры кричали, чтосюжет неправдоподобен, считая не­реальным, чтобы такой тертый калач, как город­ничий,

мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки.

Развитие сюжета строится на страхе, на психо­логии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову взятки и раду­ется, что сумел это сделать, это значит, что Хлес­таков «свой», то есть такой жевзяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола создается через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не дума­ет огражданском долге, каждый занят своми ни­чтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разо­брать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе. Про­ныра и плут Земляника еще и доносит мнимому ревизору на своих коллег. (Доносы при Николае I были вбольшом ходу.) Смотритель училищ Хло­пов — запуганное существо: тупые учителя прино­сят больше пользы,

потому что безвредны и воль­нодумства не допустят.

На втором плане представлены купцы, мастеро­вые, полицейские — вся уездная Россия. Типич­ность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В обри­совке характеров Гоголь развивает традиции Гри­боедова и Пушкина.

Другим произведением, занимающим цент­ральное место в творчестве Гоголя, является по­эма «Мертвые души», которую автор начал пи­сать в 1835 году по настойчивому совету Пушки­на. Центральный герой поэмы — Павел Иванович

Чичиков. В характере этого героя ярко прояви­люсь буржуазное начало, которое еще только за­рождалось в России. Отношение Гоголя кЧичи­кову— это отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, — централь­ный в поэме. Гоголь построил поэмудвупланово.

С одной стороны — мертвая Россия, с ее поме­щиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой — приходящая ей насмену «Россия Чи­чиковых», которая в поэме представлена одним героем.

Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспо­сабливаться в любойобстановке, ориентировать­ся в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Всяжизнь Чичикова стала цепью мо­шеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместныхдворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, необыкновенная ловкость.

 Воспитаниепомогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед об­ществом, Гоголь вместе с тем обнажил всю пош­лость и подлость его натуры. Гражданские ипатри­отические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что не отве­чает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинте­ресован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.Губернское общество принимает мо­шенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова игу­бернское общество, — это та же черта: жажда на­живы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественныхобязанностях, для них должность — только средство личного удо­вольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царятвзяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие ин­теллекта. Чиновничество сплотилось в корпорациюказнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском об­ществе: «Идеал города — этопустота. Сплетни, пе­решедшие пределы».

Пошлость и ничтожество интересов характери­зуют и женское общество. С претензиями на вку­сы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столич­ному обществу в манере говорить иодеваться, без ужиЛки они не произносили ни одного слова. Гоголь осуждает дворянское общество,

рабски копировавшее иностранныеманеры. Герои Гого­ля не протестуют против стеснившей их жизни, против «потрясающей тины мелочей». Они сами, в сущности, «продолжение и выражение этой дей­ствительности, воспроизведенной в «Мертвых ду­шах». Итак, Гоголь показывает мирсоциальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волну­ют писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны инелепы. «Не по чину берешь» — вот что считается прегрешением в этом мирке.

Но именно «пошлость всего в целом», а не размерыпреступных деяний ужасают читате­лей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Го­голь в поэме, поглотила современного человека. Развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах» трагич­на, потому что призрачные цели, к которым стре­мятся герои, растворяются, как дым, как наважде­ние. Город Гоголя — это символический, «сбор­ный город всей темной стороны». И все же автор видит светлое явление. Это смех, который должен вылечить душу.


Печать Просмотров: 10090
Версия для компьютеров