Идеалы молодого Пушкина (поэзия 1910-1920 годов)

Мировоззрение А. С. Пушкина сложи­лось уже в юношеский, лицейский пери­од. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосель­ский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство граж­данской чести, желание служить Отече­ству и народу. Отсюда вынес поэт свой ясный взгляд на мир и людей, понима­ние того, что любой человек, независи­мо от социального происхождения, дол­жен быть свободным. И главным пре­пятствием на пути к освобождению человека, по мнению Пушкина, явля­лась ничем не ограниченная власть мо­нарха, самодержавие.

Самовластительный   злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу, восклицает молодой поэт в оде с симво­лическим названием «Вольность». В этом произведении воплотились идеи просветителей XVIII века: самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола власть имущих, «барства дикого», «покорствующих би­чам» рабов:

Владыки! Вам венец и трон

Дает закон а не природа,

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

Рабство противоестественно. Оно тор­мозит развитие общества. Рабство — это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия — ве­ликая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда «младые сыно­вья» растут для того, чтобы пополнить «дворовые толпы измученных рабов», чтобы до гроба влачить «тягостный ярем». Именно об этом идет речь в сти­хотворении «Деревня»:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого     владельца.

Кто же он, «неумолимый владелец», «присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земле­дельца»? Монарх, ставший выше зако­на, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспо­тизм и тирания губят все:

Свободный Рим возрос,

А рабством погублен.

Пушкин никогда не выступал против «ко­роны», он всегда считал, что страной дол­жен править просвещенный, мудрый мо­нарх. Именно такой правитель отменит рабство, и тогда сам народ будет его за­щитником, хранителем трона и империи:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его това­рищами по лицею. Недаром после вос­стания на Сенатской площади при обыс­ке у многих из них были найдены руко­писные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к дейст­вию, как лозунг. Например, хрестома­тийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву:

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

После восстания 1825 года взгляды Пушкина становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он пишет стихо­творение «Арион», которое является алле­горическим рассказом о событиях на Се­натской площади. Поэт ясно дает понять, что принципы его не изменились:

Я гимны прежние пою,

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Образцом политической лирики Пуш­кина является и стихотворение «Анчар». Оно также аллегорично. Образ анчара — древа яда — Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет лишь вихрь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

В лирике Пушкина 1810—1820 годов со­держится представление поэта о том, ка­ким должен быть монарх, властитель Рос­сии. Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права чело­века, олицетворять собой идеал справед­ливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.

Печать Просмотров: 4634
Версия для компьютеров