История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Как и в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова ставится приблизительно та же задача — нарисовать портрет человека новой эпохи, героя нового времени.

Роман Лермонтова скомпонован очень интересно, он состоит из пяти отдельных повестей с самостоятельными сюжетами, каждая из которых постепенно, шаг за шагом, раскрывает перед нами образ главного героя, объединяющего все пять повестей.

Впервые имя Печорина упоминается в первой повести « Бэла ». О Печорине рассказывает своему собеседнику, «странствующему офицеру», штабс-капитан Максим Максимыч. Бесхитростный и простоватый старик изо всех сил старается быть объективным и точным, однако в его рассказе остается много непонятного. Он искренне пытается и не может понять характер и внутренние переживания Печорина, а потому ему непонятны и мотивы печоринских поступков, совершаемых под воздействием мучительной рефлексии и душевных противоречей, которым подвержен главный герой романа. «Странный человек» —только это и может сказать штабс-капитан, определяя характер своего бывшего сослуживца.
Вторая повесть слегка приподнимает вуаль таинственности над Печориным, так как здесь он показан глазами автора, человека, по своему интеллектуальному уровню стоящего ближе к Печорину, нежели Максим Максимыч. «Странствующий офицер» весьма наблюдателен, он тонкий психолог, и поэтому даже его мимолетная встреча с главным героем дает читателю возможность лучше рассмотреть этого «странного человека».

В следующих главах, представляющих собой «Журнал Печорина», его дневник, уже сам герой рассказывает о себе, анализируя свои поступки и давая им оценку. С первых же страниц этих глав становится ясно, что перед нами личность'незаурядная, мятующаяся, Находящаяся в постоянном поиске смысла жизни.

Отчего-то складывается так, что Печорин постоянно приносит несчастье другим и причиняет боль тем любям, с которыми сводит его судьба. Погибает Бэла, равнодушием Печорина обижен в самых лучших своих чувствах добрейший и простоватый Максим Максимыч, нарушена романтическая идиллия «честных контрабандистов», обманута в своей любви княжна Мери. Так кто же перед нами? Злодей, достойный одного лишь осуждения? Но злодеи вряд ли мучаются, причиняя несчастья другим, так, как мучается Печорин. Эгоист? Да, конечно, но эгоист «страдающий», достойный не только осуждения, но и сочувствия. Недаром писал Белинский, что «душа Печорина каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит и» себя пышные, роскошные цветы».

Постепенно раскрывая противоречил характера Печорина, его сложную внутреннюю жизнь, полную метаний и поиска, Лермонтов стремиться показать «историю души человеческой » . Его «Герой нашего времени» — роман глубоко психологический, как сквозь призму рассматривающий со всех сторон фигуру неординарную, мятежника, неустанно ищущего свое место в жизни.

Внутренние метания героя находятся в полной гармонии с метаниями внешними. Не случайно Печорин все время находится в пути. Автор бросает его то в горный аул, то в кавказскую крепость, то в лачугу контрабандистов, то в живописную среду «водяного общества». Символично, что и смерть застигает его в пути.

Лермонтов не объясняет, как и почему его герой оказался на Кавказе. Был ли он отправлен в ссылку? Возможно, но более вероятным представляется другое объяснение. Давайте перечитаем то, что Печорин сам вспоминает о своем прошлом: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца... Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни... В груди моей родилось отчаяние... Я сделался нравственным калекой...»

В свете этих слов, скорее можно предположить, что Печорин сам бежал на Кавказ, где в те времена постоянно велись военные действия, надеясь в многочисленных опасностях и риске найти тот смысл жизни, который он тщетно искал в нравственно искалечившем его свете.

Вероятно, Печорина можно назвать героем своего времени именно из-за его неуспокоенности, состояния постоянного поиска, незаурядности, которая особенно заметна на фоне других персонажей романа. Взять, к примеру, Максима Максимыча. Он глубоко порядочен и добр, но весьма ограничен; многолетняя добросовестная служба приучила его не обременять себя ненужными размышлениями о смысле жизни. Грушницкий, тот просто позер без малейших признаков искреннего, настоящего; в нем все — игра и фальшь. Доктор Вагнер принадлежит к совсем иному типу людей, он умен и хорошо разбирается в жизни, он проницателен и знает цену окружающим его людям. Но при этом Вагнер — пассивный наблюдатель, созерцающий все со стороны и анализирующий происходящие события с безопасного расстояния. Главная же черта в натуре Печорина — его неуемная активность, постоянное желание что-то делать, в чем-то участвовать. 
Такой человек не покорится слепому року, не станет плыть по течению.

Кажется вполне закономерным, что Лермонтов заканчивает свой роман повестью «Фаталист», ставя в ней важную философскую проблему. Если судьба человека предопределена, то теряют всякий смысл все его поступки, все нравственные поиски, попытки что-либо в этой жизни изменить

 Так считают фаталисты. По Печорин, напротив, все время спорит с судьбой, все иремн бросает ей вызов. В лице Печорина Лермонтов утверждает идеал активного, деятельного чг ловека, не желающего мириться с обстоя тельствами.
Литературные критики, начиная с Белинского, неоднократно отмечали сходство Печорина с Онегиным. И действительно, их роднит очень многое. Они оба — лишние люди в том обществе, в котором жили, они оба не нашли применения задаткам своей неординарной натуры, оба переживают разочарование в однообразных, строго регламентированных светских утехах, оба пытаются найти свое место и свое предназначение в жизни. Онегину в какой-то степени это удается, он предстает в конце романа человеком обновленным, способным на горячую любовь; с Печориным Лермонтов поступает иначе. Он словно бы изначально лишает Печорина будущего, даже о смерти его мы узнаем не в конце, а в середине романа. Быть может, объяснение этому заключается в том, что Онегин — представитель поколения декабристов, чья судьба еще не решена на тот момент, а Печорин принадлежит уже к другому поколению, уже было поражение восстания на Сенатской площади, а новой перспективы еще пока не видно.

Но тем не менее после прочтения романа не остается ощущения безысходности. Так и стоит перед глазами «герой своего времени» — бунтарь и мятежник, стремяшийся во что бы то ни стало изменить свою судьбу. Таким изобразил Лермонтов Печорина, таким был он сам, погибший на дуэли на двадцать седьмом году жизни и успевший оставить глубочайший след не только в истории русской литературы, но и в памяти знавших его людей.



Печать Просмотров: 42962
Версия для компьютеров