История и человек в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» — наиболее значи­тельное историческое произведение Пуш­кина по объему исследовательской рабо­ты, которую проделал автор. «Капитанскую дочку» автор создавал параллельно с «Ис­торией Пугачевского бунта» — докумен­тальным произведением с массой свиде­тельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но «Капитан­ская дочка» сохранила черты романтизма. Эту разницу подчеркнула Марина Цветаева в эссе «Мой Пушкин», по своему ориги­нально проведя границу между понятиями реализма и романтизма. Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугаче­ва, созданный Пушкиным, Марина Цветае­ва назвала словом «чара».

Великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей. Пушкин про­слеживает, как время и события изменяют ход жизни, ломают человеческие судьбы, характеры. Темой повести является изоб­ражение исторических событий, но для автора важнее то, как себя поведут люди в критической ситуации. Поэтому в центре повести моральные проблемы: чести и долга, совести.

«Капитанская дочка» написана в виде за­писок очевидцев событий. Главным героем повести является Гринев. Для этого героя исторические события, достойные изуче­ния и памяти, не представляют ценности, он не понимает значения происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее зна­чительна и важна, чем взятие Оренбурга. Исторические лица и обычные люди в пове­сти находятся рядом, и только Екатерина II возвышается над всеми. В этом — дух той эпохи, которую изображает писатель: Гри­нев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Ека­терина II — великая императрица, достой­ная обожествления*

Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими по­дробностями. Пушкин-поэт помнит о ней. Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем на шее «вниз по Яику».

Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был ну­жен свидетель, непосредственно участво­вавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Ма­ши. С другой стороны, Гринев — офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицер­ской чести. Он добрый, благородный. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-им­ператрице.

Петр Гринев последовательно рассказы­вает нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых по­ступках Пугачева, о его широкой душе, му­жицкой смекалке, своеобразном благо­родстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит ге­рой, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты...»

Образ Гринева дан в двух временных ипо­стасях: Гринев — юноша, недоросль и Гри­нев — старик. Эти герои не равнозначны. Второй не только описывает, но и оценива­ет первого. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве, а при описании бегства из осажденного Оренбурга звучит сочувствие безрассудному поступку героя.

Значительное место в повести занимает враг и одновременно друг Гринева — Емельян Пугачев. Он устраивает жестокую расправу в Белогорской крепости. Но этот герой не является однозначно отрицатель­ным. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и от­пускает Гринева с невестой, приговари­вая: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать».

В повести ощущается и авторское при­сутствие. Он как бы наблюдает за событи­ями и поступками своих героев со сторо­ны. Выбрав Гринева рассказчиком, Пуш­кин не прячется за него. Позиция писателя четкая и ясная. Очевидно, что мысли Гри­нева о восстании близки автору. Пушкин отдает предпочтение реформам: «Не при­веди бог видеть русский бунт, бессмыс­ленный и беспощадный!»

В повести «Капитанская дочка» Пушкин разработал новый для русской литературы эпический жанр — жанр исторической по­вести, исторического романа. Поэт Давид Самойлов так напишет об этом удивитель­ном произведении:

Крестьянский бунт,

Начало русской прозы,

Не свифтов смех,

Не вертеровы слезы,

А заячий тулупчик Пугача,

Насильно снятый с барского плеча.

«Капитанская дочка» является началом русской исторической прозы. Без этого произведения не было бы «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя, «Войны и мира» Л. Н. Толсто­го, «Петра Первого» А. Н. Толстого.

Печать Просмотров: 13669
Версия для компьютеров