Изображение чиновников в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души»

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпиро­ванного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действи­тельное состояние страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в пьесе он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».

В 1836 году комедия была поставлена на пе­тербургской сцене и имела громадный успех. Пьеса Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречи­вые отклики. Реакционные круги боялись влия­ния произведения на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное об­винение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую ос­трым юмором, обличавшую бюрократическую систему имперской России.

Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Реви­зора». Весь строй пьесы давал понять, что за­холустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до како­го государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдо­подобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосуль­ку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Нов­городе приняли за ревизора.

Развитие сюжета отталкивается от запуган­ности чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову взятку и радуется, что сумел дать, это значит, что тот «свой», то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мунди­рами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь пост­роили, но она сгорела). Все чиновники — по­рождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин-Тяпкин не загля­дывает в бумаги, потому что не может разо­брать, где правда, а где неправда. Многолет­няя волокита и взятки — таков суд в этом горо­де. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег (доносы при Николае I были в большом ходу).

Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо: он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и воль­ной мысли не допустят. На втором плане про­ходят купцы, мастеровые, полицейские — вся уездная Россия.

Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режи­ме. В обрисовке характеров драматург развива­ет традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Реви­зора», Гоголю подсказал Пушкин. Первона­чальное желание «...показать хотя бы с одно­го боку всю Русь» постепенно перерастает в замысел «сочинения полного», «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». И, следуя задуманному, в центре поэмы не ге­рой, а «антигерой» аферист Чичиков.

Гоголевский Чичиков — образ необыкно­венный, скорее всего и не образ, а какая-то сверхмагическая сила. Почти на протяжении всего первого тома он неуловим, как для по­лиции, так и для людей, с которыми ему при­ходилось сталкиваться.

В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отно­шение писателя к России того времени. Во­прос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, все время заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Автор строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракур­сах, изображая мертвую Россию, Россию по­мещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую ей на смену Россию чичиковых.

Россия чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для по­нимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано ос­тавшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться своим умом, манерами, обходительностью, тем бо­лее, что особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив завет отца: «а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь», Чичиков все свои силы подчиняет служебной деятельности и складыванию копейки. С са­мого начала Гоголь представляет своего ге­роя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод», — пишет Гоголь. И в дальнейшем Го­голь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет собой этот человек. Гоголь пишет: «О себе приезжий, как каза­лось, избегал много говорить, и если же гово­рил, то какими-то общими местами, и с за­метной скромностью». Единственное, чем ав­тор оживляет своего героя, — это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожа­луй, один только Ноздрев произвольно дога­дывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя по­весил на первом дереве», — радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков — авантюрис­ты, только размах разный.

Жадность погубила Чичикова, и остался од­нажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова — это умение не унывать. Его жизненная фило­софия сводится к принципу: «Зацепил — пово­лок, сорвалось — не спрашивай». Уже эти не­большие штрихи портрета Чичикова говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой в планах и чистосердечной в аван­тюре. Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании чело­веческих душ, непреодолимая страсть к на­коплению средств не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, почти осуществить «блестящую идею», навестив­шую Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с «мертвыми душами» сулила со­лидный капитал.

Чичиков — великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова — в про­жектерстве и обходительности, Ноздрева — в изощренности фантазии, Собакевича — в при­жимистости и индивидуализме, Плюшкина — в «светлой жадности». Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.

«Камнем преткновения» Чичикова стала Ко­робочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупо­сти и «дубиноголовости». Кто бы мог дога­даться, что «черт ее дернет» приехать в город справиться о цене на мертвую душу!

Подлость «притянула» подлость и «захлебну­лась» в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где спотк­нешься, соломку бы подстелил! Общитель­ность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огромной России часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, зрею­щая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев черты. Поэтому к выражению «Чичиков — делец-приобретатель», можно было бы доба­вить — «в российских условиях».

«Милый подлец» Чичикова все же остается таковым, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичи­ков — славный малый, он не перестанет быть дельцом — понятие, в которое на Руси вкла­дывали всегда отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем лег­кую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновре­менно симпатизируя его оптимизму и осуж­дая предмет страсти героя — деньги, которые делают его подлецом.

Итак, Гоголь показывает мир социальных пороков. Но не только они волнуют писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину бе­решь» — вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в це­лом», а не размеры преступных деяний, ужа­сают читателей. «Потрясающая тина мело­чей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила со­временного человека. Трагична развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах», потому что призрачные цели, к которым стремятся ге­рои, растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя — это символический, «сбор­ный город всей темной стороны». И все же здесь есть светлое явление. Это смех, смех, который должен вылечить душу.

Печать Просмотров: 13207
Версия для компьютеров