Изображение сталинизма в литературе (А. Рыбаков. «Дети Арбата», Е. Замятин «Мы»)
В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказались такие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека, осмысление «связи времен» — настоящего и прошлого, а также ряда других проблем. В печати появлялись и продолжают появляться горькие по своей сути произведения о массовых репрессиях, связанных с именем Сталина. Почему по-прежнему в центре внимания тридцатые годы, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества? Я думаю, что это не случайно: мы не хотим повторения подобных мрачных страниц нашей истории, а еще потому, что проблемы того времени мы во многом ощущаем как имеющие самое непосредственное отношение к сегодняшнему дню.
На волне «перестройки» большой интерес вызывал роман Рыбакова «Дети Арбата». Повышенный интерес к этому произведению объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого слились воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. «Дети Арбата» — это роман о столичной молодежи тридцатых годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха; каждое слово, сказанное против, могло решить судьбу человека, поэтому каждый боялся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам легко судить людей того времени, теперь нам многое известно о Сталине, а каково было им, жившим в период тотального поклонения вождю, ведь для большинства Сталин был в то время больше, чем икона.
Сталин — страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам лично он знал очень малую часть, но вся вина его заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него — только материал для достижения цели. Сталин считал, что только страдания вызывают величайшую энергию. Мы ясно видим те объяснения и оправдания, которые позволяли ему с легкой душой обречь на страдания и смерть миллионы людей. По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна сильная власть, которая способна внушить страх. Это людоедская теория лишь прикрывает главное — желание беспредельной власти.
Как тут не вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского «Преступление и наказание» о «сильных мира сего» и «тварях дрожащих». В России возникает целая плеяда палачей, где главной фигурой становится следователь. В «Детях Арбата» следователь Дьяков верил «не в действительную виновность, а в общую версию виновности». Он запутывает Сашу Панкратова, то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобождение. Ведь «хорош» тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими, чем угодно заставит подписать признание несуществующих преступлений. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами.
Другим произведением, посвященным теме сталинизма, является роман Замятина «Мы», созданный в 1921 году. Ведущая тема книги — драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман написан в жанре антиутопии. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, в котором винтики нужны для создания единого целого. Но люди, общество — это не просто «винтики» в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в «винтик», он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность.
В романе «Мы» предстает перед нами возможный вариант будущего общества, где показывается мечта «сильных мира сего» о людях-роботах. Перед нами разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-«нумеру», лишенному имени, было внушено, что «наша несвобода» есть «наше счастье», а это «счастье» — в отказе от своего «я» и растворении в безличном «мы». Интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая согласно «табелю сексуальных дней».
Роман Замятина — это предупреждение об огромной опасности, грозящей человечеству: власти машин и власти государства. Писатель предсказал многие события истории нашей страны. Но и в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое «я», где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но у человека при помощи операции удаляют фантазию — последнее, что позволяло чувствовать себя людьми. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме. Замятин считает, что построение идеального общества невозможно и ненужно. Жизнь — это стремление к идеалу. И если этот идеал осуществиться, наступит полный застой.
Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой, и разгул преступности, который продолжается сейчас. Произведения, подобные романам А. Рыбакова и Е. Замятина, пробившиеся к нам из небытия, позволят по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Эти произведения — предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое общество хотят превратить в «винтики». Такие книги несут свет в нашу жизнь.
Просмотров: 8278