Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Считается, что произведение Чернышев­ского «Что делать?» принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку аван­тюрная завязка сюжета придает ему черты детективной повести, подробное жизне­описание Веры Павловны вносит элемен­ты бытовой драмы, а из-за рыхлости сюже­та, который то и дело прерывается прост­ранными рассуждениями автора, роман трудно втиснуть в рамки какой-либо при­вычной схемы. Местами автор пытается увлечь читателя скрупулезным — и безум­но скучным — подсчетом прибыли, кото­рую получали изображенные им коопера­тивные швейные мастерские, или же берет возвышенный тон, и тогда на протяжении нескольких страниц роман напоминает по­эму в прозе.

Нередко автор, подобно суфлеру, врыва­ется в повествование и упорно требует от­чета у своих читателей: дескать, все ли им понятно? И сам же злорадным тоном отве­чает: нет, добрейшая публика, ничего-то ты не усвоила! Если подойти к вопросу о жанровом своеобразии этого сочинения с юмором — точнее, с «черным юмором», то определить его можно примерно так: это лирико-бытовая фантазия с элемента­ми трагифарса на тему наилучшего благо­устройства личной и общественной жизни, написанная автором в тюрьме с наилучши­ми пожеланиями тем, кто пойдет по его стопам...

Действительно, трудно говорить об этом произведении серьезно, если принимать во внимание все его чудовищные недо­статки. Автор и его герои говорят неле­пым, топорным и невразумительным язы­ком. Главные герои ведут себя неестест­венно, но они, словно куклы, послушны воле автора, который может заставить их делать (переживать, мыслить) все, что ему угодно. В этом признак незрелости Черны­шевского как писателя: подлинный творец всегда творит сверх себя, порождения его творческой фантазии обладают свободной волей, над которой не властен даже он, их творец, и не автор навязывает своим геро­ям мысли и поступки, а скорее они сами подсказывают ему тот или иной свой по­ступок, мысль, поворот сюжета. Но для этого необходимо, чтобы их характеры бы­ли конкретными, обладали законченнос­тью и убедительностью, а в романе Черны­шевского вместо живых людей перед нами голые абстракции, которым наспех прида­ли человеческое обличье.

Наиболее удачен в романе — и в этом нет ничего странного — образ злой, жад­ной и невежественной Марьи Алексеевны, матери Верочки. С ее характером ничего не может поделать ни сам автор, ни его ге­рои. Это наводит на мысль о том, что даже у Чернышевского не было особых трудно­стей в изображении этой фигуры, ведь женщины, подобные Марье Алексеевне, встречаются в жизни сплошь и рядом. Совсем другое дело — «новый тип» чело­века. Автор предупреждает нас, что такие люди есть, хотя их еще мало. Но Черны­шевскому явно хочется, чтобы их было еще больше, вот он и пересаливает, наде­ляя их сверхчеловеческой выдержкой и ангельской добротой...

Трудно судить объективно об идейном своеобразии книги, отвратительно напи­санной. Однако ни один русский писатель не может похвастаться таким успехом, ка­кой выпал тогда на долю автора «Что де­лать?» Секрет ее успеха — в ее моральном воздействии на общество. Идейное свое­образие романа сводится к проповеди но­вой морали.

Критики, принадлежавшие к правому консервативному лагерю, объявили роман безнравственным, однако замечательный русский богослов А. М. Бухарев (в мона­шестве архимандрит Феодор) признал, что книга по духу — глубоко христианская. Действительно, автор уделяет большое внимание аскетическим принципам: Рах­метов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он отказывает себе во всех человеческих радостях и по­свящает жизнь служению Истине.

Особенно много нападок вызвала пропо­ведь свободной любви, отрицание ревнос­ти, основанной на недостойном чувстве собственности. Однако половая распущен­ность процветала как раз среди представи­телей правого консервативного лагеря — среди гвардейских офицеров, праздных помещиков, важных чиновников, а вовсе не в кругах аскетически настроенной револю­ционной интеллигенции. Проповедь свобо­ды любви в романе Чернышевского означает проповедь искренности чувства и ценно­сти любви как единственного оправдания отношений между мужчиной и женщиной. Прекращение любви с одной из сторон есть прекращение смысла отношений. Тема свободы любви не имела у Чернышевского ничего общего с темой оправдания беспорядочных половых связей. Черны­шевский восстает против всякого социаль­ного насилия над человеческими чувства­ми, им движет любовь к свободе, уважение к искренности чувства. И все же обычный читатель — просто читатель, а не револю­ционер и не воинствующий моралист — едва ли удовлетворится подобными объяснениями и не поймет, почему ему следует выискивать достоинства в плохо написанной книге.

Всем известна летучая фраза Е. Евту­шенко: «Поэт в России — больше чем по­эт!» Но быть может, было бы лучше, если бы каждый в России занимался своим де­лом. Поэты писали бы стихи, писатели — романы, а общественные деятели занима­лись бы политикой!


Печать Просмотров: 5467
Версия для компьютеров