Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Основа творчества писателя — вдохнове­ние, ниспосланное свыше. У древних греков это вдохновение имеет женское начало, ведь не случайно, что муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасёт мир.

В русской литературе женские образы за­нимают особое место. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится пере­дать через нее свое представление о пре­красном. Отношение писателя к своему ге­рою чаще всего раскрывается именно через отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обойтись с тем, что дано ему?

Женщина — источник радости, любви и вдохновения. А о своем поколении Лермон­тов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти сло­ва как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы уз­наем из рассказа Максима Максимыча. Печо­рин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее красотой и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредст­венности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтоже­ны и девушка с радостью приняла свою судь­бу, Печорин понял, что он обманут: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной ба­рышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не авто­ра, а Печорина, который, как известно, быст­ро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твер­дость, и гордость, и постоянство, ведь воспи­тывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в ко­тором подробно описано «водяное общест­во» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмеш­ливый тон повествования.

Мери Литовская очень молода, хороша со­бой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопо­нимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недо­стойная игра одного губит, другого забавля­ет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Литовских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Ме­ри было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? От­ветить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неорди­нарная личность, следовательно, он по-свое­му искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы понять его душу. Но таковой не бы­ло. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил пе­ред собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавлен­ных эгоизмом Печорина.

Любовь в романе дана в набросках. Лер­монтов не показал развития этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не до­гнал Веру. Однако это был всего лишь вре­менный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Может быть, по­этому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюб­ленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя со­ставлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Ве­ры — это отражение трагической неразде­ленной любви Лермонтова к Вареньке Бах­метьевой. Поэт любил ее всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забы­вал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонтова на по­черк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни M. Ю. Лермонтова написана заме­чательная книга Новикова «О душах живых и мертвых», о нем создано много критичес­ких статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического рома­на о современности в стихах, то Лермон­тов — автор первого реалистического рома­на в прозе. Его книга отличается той глу­биной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшест­венника Толстого.

М. Ю. Лермонтов, по моему мнению, не 'случайно уделил огромное внимание жен­ским образам в своем романе. Ни одна серь­езная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечест­ва, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем: расскажите, кто любит этого человека, и я со­ставлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в рома­не придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и точность его восприятия, а также всю гамму человеческих переживаний, которые глубоко проникают в душу и остаются там навсегда.

Печать Просмотров: 25779
Версия для компьютеров