Женские образы в русской классической литературе

Русская литература всегда отличалась глубиной идейного содержания, неустан­ным стремлением ставить и разрешать жизненно важные вопросы, гуманным от­ношением к человеку, правдивостью изо­бражения действительности. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные на­шему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чис­тых женщин, отличающихся верным и лю­бящим сердцем, неповторимой душевной красотой.

Только русские писатели уделяли так много внимания изображению внутренне­го мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века через всю нашу литературу проходит образ русской жен­щины-героини с горячим сердцем, пла­менной душой и готовностью на великие подвиги.

Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерус­ской женщины Ярославны. Она — вопло­щение любви и верности. Ее печаль в раз­луке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к си­лам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Сло­ва» сумел придать образу Ярославны нео­быкновенную жизненность и правдивость. Он первый создал прекрасный образ рус­ской женщины.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пуш­кин запечатлел незабываемый образ Та­тьяны Лариной. Татьяна «русская ду­шою» — это автор подчеркивает на про­тяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной ста­рине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без ис­кусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством долга к мужу:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяне свойственно серьезное отноше­ние к жизни, к любви и к своему долгу, для нее характерны глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты вос­питала в ней связь с русским народом и рус­ской природой.

Пушкин дал и другой, казалось бы, ме­нее заметный  образ  скромной   русской девушки. Это образ Маши Мироновой в «Капитанской дочке». Автор сумел пока­зать и серьезное отношение ее к любви, глубину чувства, которое героиня не уме­ет выразить красивыми словами, но вер­ность которому сохраняет всю жизнь. Она готова пойти на все ради любимого чело­века. Она способна пожертвовать собой для спасения родителей Гринева.

Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катери­ны в драме Островского «Гроза», в кото­ром, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина — «светлый луч в тем­ном царстве», исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, вый­дя замуж за нелюбимого человека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство, когда она в этом «темном цар­стве» встречает человека, близкого ей по духу! Любовь к нему становится для Кате­рины единственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступить свои поня­тия о грехе. Борьба между чувством и дол­гом приводит к тому, что Катерина публич­но кается перед мужем, но, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов са­модурной силе».

Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души был И. С. Тургенев. Он нарисовал целую га­лерею изумительных русских женщин. Пе­ред нами встает Лиза Калитина («Дворян­ское гнездо») — светлая, чистая, строгая. Чувство долга, ответственности за свои по­ступки, глубокая религиозность сближают ее с женщинами Древней Руси.

Но Тургенев дал образы и женщин ново­го времени — Елены Стаховой и Мариан­ны. Елена — «необыкновенная девушка», она ищет «деятельного добра», стремится выйти за узкие рамки семьи, на простор общественной деятельности. Но условия русской жизни того времени не давали женщинам возможности такой деятельно­сти. И Елена полюбила Инсарова, который всю жизнь посвятил делу освобождения своей родины. Он увлек ее красотой по­двига в борьбе за «общее дело». После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь святому делу — ос­вобождению болгарского народа от ту­рецкого ига. Подлинным  певцом   русской женщины был Н. А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова,    ни   после   него   не   уделил столько внимания женской судьбе. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но никакая раб­ски-приниженная жизнь не сможет сло­мить гордость и чувство собственного до­стоинства русской крестьянки. Такова Да­рья в поэме «Мороз, Красный нос». Как живой предстает перед нами образ рус­ской крестьянки, чистый сердцем и свет­лый душой:

И голод,  и холод выносит,

Всегда   терпелива,   ровна.

... Коня на скаку остановит,

В  горящую  избу войдет!

С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, по­следовавших за своими мужьями в Си­бирь. Трубецкая и Волконская готовы де­лить с мужьями, пострадавшими за счас­тье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

Наконец, революционный демократ Н. Г. Чернышевский показал в романе «Что делать?» образ новой женщины Ве­ры Павловны, решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до кон­ца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины так зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Ве­ре Павловне.

Л. Н. Толстой, выступая против идеоло­гии демократов-разночинцев, противопос­тавляет образу Веры Павловны свой идеал женщины — Наташу Ростову. Это одарен­ная, жизнерадостная и решительная де­вушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, деревенскую природу. Толстой под­черкивает в Наташе практичность и хозяй­ственность. При эвакуации из Москвы в 1812 году она помогает укладывать ве­щи, дает ценные советы. Патриотический подъем, который пережили все слои рус­ского общества при вступлении армии На­полеона в Россию, охватил и Наташу. По ее настоянию подводы, предназначенные для погрузки имущества, были освобождены для раненых. Но жизненные идеалы Ната­ши Ростовой не сложны — они лежат в се­мейной сфере.

Крупнейшие русские писатели в своих произведениях вывели целый ряд замеча­тельных образов русских женщин, раскры­ли во всем богатстве их душевные, нравст­венные и интеллектуальные качества, чис­тоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе. Эти черты характерны для образа русской женщины в  русской классической литературе.

Печать Просмотров: 111362
Версия для компьютеров