Жизнь и творчество Н. С. Лескова

1. Краткая биографическая справка.
2. Антинигилистические романы Лескова.
3. Расцвет творчества писателя. Жанр сказа.
4. Лесков и христианство.

Н. С. Лесков родился в 1831 году в имении своего отца Горохове, расположенном в Орловской губернии. Дед будущего писателя был священником; отец также учился в семинарии, однако впоследствии избрал судейскую карьеру. Лесков всегда помнил о своих корнях; знание быта и нравов духовенства нашло отражение в творчестве писателя. Ранее детство Лескова прошло в имении отца: здесь будущий писатель познакомился с бытом крестьян. Эти впечатления также явились богатым материалом для произведений Лескова.

Несколько лет юный Лесков проучился в гимназии, после чего поступил писцом в Орловскую палату уголовного суда. После смерти отца Лесков переселился в Киев, где жил его дядя, являвшийся профессором университета. Молодой человек поступил на службу в Киевскую казенную палату.

Нужно отметить, что разносторонние познания Лескова являлись результатом усиленного самообразования. В Киеве будущий писатель познакомился с преподавателями университета и иконописцами Киево-Печерской Лавры. Он много читал, в том числе и произведения на злободневные темы.

Новый поворот в жизни Лескова был связан с поступлением на службу в коммерческую компанию, возглавлял которую его дальний родственник. По долгу службы Лесков много ездил по стране, посещал глухие уголки России, что дало немало новых впечатлений, которые позднее воплотились на страницах художественных произведений.

В 1861 году писатель переехал в Петербург. Лесков и до этого писал статьи, фельетоны, но теперь он занялся литературой всерьез. Его публицистические произведения вскоре обратили на себя внимание читателей.

В своих статьях и художественных произведениях Лесков выступал как противник революционных преобразований. Негативное отношение к революционерам нашло отражение в романах «Некуда» и «На ножах», направленных против модного в то время идейного течения «нигилистов», как называли себя сторонники революционных преобразований. Эти романы были отрицательно восприняты многими современниками писателя; некоторые даже высказывали предположение, что роман «Некуда» написан Лесковым по заказу III Отделения.

Однако дарование писателя по-настоящему проявилось в таких произведениях, как рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница», хроники «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» и «Соборяне».

Стоит сказать несколько слов о хронике «Соборяне». В этом произведении писатель проводит идею о том, что духовенство является не только хранителем традиционных ценностей, но и способно спасти Россию от раздирающих ее противоречий.

Обобщенный образ России встает со страниц рассказа «Запечатленный Ангел» и повести «Очарованный странник», которые практически сразу завоевали успех у читателей. Интересно отметить, что эти произведения Лесков написал в виде сказов, в которых практически отсутствует авторская оценка описываемых событий. В форме сказа написаны наиболее известные произведения Лескова, которые литературоведы рассматривают как образцы стиля писателя, «Левша» и «Тупейный художник».

Большой интерес Лесков проявлял к религиозной жизни общества, к духовным исканиям смысла жизни и истинной веры. Постепенно Лесков пришел к пониманию христианства как надконфессиональной религии, в связи с чем в произведениях писателя можно наблюдать критическое отношение к православию и сближение со взглядами Л.Н. Толстого.

Интересно проследить, как эволюционировали взгляды писателя на православие. Если в рассказе «На краю света» Лесков рассматривает православие как основу народной жизни, то в очерках «Мелочи архиерейской жизни» и «Синодальные персоны», а также в повести «Полунощники» Леской критикует принципы официальной церковности. Гуманистические взгляды писателя нашли отражение в цикле «легенд» из жизни первых христиан. Эти «легенды» являются художественно обработанными и творчески переосмысленными сказаниями, которые Лесков позаимствовал из «Пролога» — древнерусского сборника житий и сказаний. «Повесть о богоугодном дровоколе», «Скоморох Памфалон», «Зенон-златокузнец» выступают как своего рода художественная проповедь «хорошо прочитанного Евангелия», чуждого «церковной набожности, узкой национальности и государственности».

Лесков всегда с интересом относился к творческому эксперименту. Так как писатель создавал свои произведения в разных жанрах — новеллы-анекдота, сказки, легенды, мемуарной повести и так далее — это предполагало и существенное различие в художественном стиле. Нужно отметить, что Лесков достиг больших успехов в языковой стилизации. В цикле рассказов «Заметки неизвестного» писатель удачно имитировал язык XVIII века, в «Заячьем ремизе» он использовал эзоповскую манеру повествования, легенда «Прекрасная Аза» написана красочным языком, а рассказ «Под Рождество обидели» создан в изысканно-простой манере.

Л. Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего». Действительно, масштаб и своеобразие дарования этого писателя были оценены по достоинству только в XX веке. М. Горький написал ряд статей, посвященных судьбе и творчеству Н. С. Лескова, Б. М. Эйхенбаум в своих работах анализировал особенности сказовой манеры Лескова, Б. М. Кустодиев создал серию иллюстраций к произведениям писателя. Д. Д. Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; многие произведения Лескова были поставлены на театральной сцене, а также экранизированы.

Печать Просмотров: 40507
Версия для компьютеров