Конфликт эпох в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума »

Нельзя не согласиться с Гончаро­вым, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии — столкновение двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться лю­ди с новыми взглядами, убеждения­ми, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чи­нопочитания появление таких людей делает их столкновение с общест­вом неизбежным. Проблема взаимо­понимания «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна во вре­мя создания Грибоедовым комедии «Горю от ума», актуальна она и в на­ши дни.

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим чело­веком» (по оценке Гончарова) и «кон­сервативным большинством». Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды.

«Век минувший» в комедии пред­ставлен рядом ярких образов-типов. Это и Фамусовой Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза. Одним сло­вом, их множество. Прежде всего, вы­деляется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслуживше­го общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остро­умен, весел — в общем, радушный хо­зяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор же показывает Фамусова все­сторонне. Он предстает и как убеж­денный, яростный противник просве­щения. «Забрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он. Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском общест­ве. Если Фамусов мечтает повыгод­нее выдать замуж свою дочь Софью («Кто    беден,    тот   тебе    не    пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной люб­ви, перед которой мир целый... — прах и суета».

Стремление Чацкого — служить оте­честву, «делу, а не лицам». Поэтому он презирает Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без изъятья»:


 Хозяину,   где доведется  жить, 

 Начальнику,   с кем  буду я служить, 

 Слуге  его,   который   чистит платья, 

 Швейцару, дворнику, для избежанья зла,  

Собаке дворника,  чтоб ласкова  была.


Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают малодушие безнравст­венного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качествами своего характера он доро­жит больше всего — умеренностью и аккуратностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, службу, на то, что больше всего це­нится в людях. К себе на службу Фа­мусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Фамусов хочет убедить Чацкого слу­жить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислу­живаться тошно». Чацкий очень серь­езно относится к службе. И если Фа­мусов формалист и бюрократ («под­писано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от весе­лий прячусь, когда дурачиться — ду­рачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их чис­ла». О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны: боясь смер­тельно, «чтоб множество не накопля­лось их».

Другим представителем «века ми­нувшего» является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж соединяет в себе типичные черты ре­акционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фа­мусов. «Ученостью меня не обморо­чишь», — говорит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодо­го поколения проявлять свои нега­тивные качества. Так, Софья вполне соответствует морали «отцов». И хо­тя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, чистой душой, в ней суме­ли воспитать много негативных ка­честв, что сделало ее частью консер­вативного общества. Она не понима­ет Чацкого, не ценит его острого ума, его логичной беспощадной кри­тики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского общества, — ее трагедия.

А виновато общество, в котором она родилась и жила: «Она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершен­но беспринципный человек, пустомеля, но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумас­шествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.

«Так! Отрезвился я сполна!» — вос­клицает Чацкий в конце комедии.

Что же это — поражение или про­зрение? Да, финал этой комедии да­леко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен ко­личеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар ка­чеством силы свежей». И я полностью соглашусь с Гончаровым,- считающим, что роль всех Чацких — «страдатель­ная», но в то же время всегда «побе­дительная».

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется про­тив знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А су­дьи кто?» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где поме­щики меняли людей-крепостных, спа­савших «и честь, и жизнь... не раз», на «борзые три собаки». Чацкий защи­щает настоящие человеческие каче­ства: гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский на­род, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Рос­сию просвещенной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми дейст­вующими лицами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум, зло, горячность и решительность. По­этому окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привыч­ный уклад жизни. «Век минувший», то есть фамусовское общество, боит­ся таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополу­чия крепостников. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Сильно фамусовское обще­ство, тверды его принципы, но едино­мышленники есть и у Чацкого. Это эпизодические персонажи: двоюрод­ный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, следователь­но, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть чи­тателю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену приходит «век нынешний» — сильный, умный, образованный.

Комедия «Горе от ума» имела огром­ный успех. Она разошлась в тысячах ру­кописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые люди то­го времени горячо приветствовали по­явление этого произведения, а пред­ставители реакционного дворянства были возмущены. Что же это — столк­новение «века минувшего» и «века ны­нешнего»? Конечно, да.

Грибоедов горячо верил в Россию, в свою Родину, и совершенно спра­ведливы слова, написанные на мо­гильном памятнике писателя: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».


Печать Просмотров: 20951
Версия для компьютеров