Краткое содержание "Эллинизм и Менандр" Аристофана

Победоносные походы Александра Македонского привели к захвату огромных земель на Востоке. После смерти полководца в 323 г. до н. э. завязалась ожесточенная борьба за власть между его полководцами, диад охами. Империя распалась на несколько крупных монархий, среди которых выделялись царства Селевкидов в Сирии и Птолемеев в Египте, государства, называемые эллинистическими. Основанные Александром Македонским города на Востоке становились важными центрами духовной, научной, художественной жизни.

В эти новые города приезжали из Греции наряду с торговцами и ремесленниками также и люди искусства. Они распространяли среди местного населения эллинские традиции и, в свою очередь, знакомили соотечественников со всем ценным, что усвоили на Востоке. В результате происходили соединение, синтез греческих и восточных элементов в культуре и литературе. Начался новый этап в развитии греческой литературы — эллинистический (III—I вв. до н. э.). Это время отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), медицины, географии, филологии. Получает развитие также книжное и библиотечное дело, чему способствует изобретение — наряду с папирусом нового писчего материала, получаемого из кожи, пергамента. В Александрии, одном из крупнейших культурных центров, собирается библиотека, в которой накоплено в I в. до н. э. до семисот тысяч свитков. Эти бесценные сокровища, к сожалению, были уничтожены во время пожара.

Приобретает популярность философия стоицизма, основоположником которой был Зенон, уроженец Кипра. Главное в стоицизме — его этика, учение о добродетели, которая заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Последователи другого видного философа Эпикура, эпикурейцы, главное внимание уделяли поведению человека, высшими ценностями которого считались покой, уравновешенность и духовные радости, их девизом было: «Живи скрытно», т. е. находи счастье среди друзей, не ищи внешней славы, не вмешивайся в дела государства.

Еще одна философская школа, киников, провозглашала как высшую добродетель человека, его умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже от культуры и семьи. Знаменитым киником был философ Диоген, согласно легендам вообще бросивший вызов общепринятому порядку и живший в бочке. Когда его посетил Александр Македонский и спросил его, что он желает, чтобы ему даровал могущественный полководец, Диоген гордо ответил ему: «Не заслоняй солнце».


В эпоху эллинизма изменился общий характер литературы. Человек все в меньшей степени ощущает себя гражданином, от которого зависит судьба государства. Он целиком находится во власти всесильного монарха, чиновников, знати. Индивид все больше противостоял обществу, государству как враждебной ему силе, а потому стремился найти убежище в частных, личных отношениях. Если в классический период писатели были властителями дум, ставили коренные проблемы, общественные, религиозные, нравственные, политические, то теперь литература больше замыкалась на изображении внутреннего мира человека. Политическая проблематика в условиях монархического государства либо исчезла, либо сводилась к откровенной лести по отношению к властителю. На смену широкомасштабным произведениям, эпосу, трагедии приходят «малые» жанры — миниатюра, элегия, эпиграмма, идиллия, эпиллий («малый эпос»). Предметом изображения становятся семья, быт, интимные переживания.

Наиболее значительный вклад эллинизма в литературу — это новоаттическая комедия. Она отлична от древнеаттической, представленной, как уже писалось, Аристофаном, носившей ярко выраженный политический, социальный, тенденциозный характер. Новоаттическая комедия, в чем-то близкая к некоторым психологическим трагедиям Еврипида, расцвет которой падает на III в. до н. э., — бытовая, любовная, семейная. В ней нет бесшабашного аристофановского веселья и буффонады. Акцент сделан на психологической характеристике персонажей. В новоаттической комедии обыгрывались некоторые характерные сюжеты и мотивы: попытки юноши освободить возлюбленную из рук сводника; судьба подкинутого ребенка, рожденного вне брака; отношения родителей и детей; соперничество между стариком отцом и сыном, влюбленным в девушку; ревность и другие любовные перинетии.

Выдающимся мастером новоаттической комедии был Менандр, живший в 343—ок. 291 гг. до н. э. Биография его малоизвестна. Он жил в Афинах, чурался общественной жизни, был образован, начитан, занимался философией. Будучи независимым, отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Написал около 100 комедий, от которых осталось лишь несколько небольших фрагментов. В 1905 г. был обнаружен папирус с фрагментами нескольких комедий Менандра («Герой», «Отрезанная коса», «Третий суд» и др.). В 1956 г. произошло значительное событие: была найдена полностью сохранившаяся комедия «Угрюмец» (другой перевод «Брюзга» или «Человеконенавистник»).

Комедия Менандра «Третейский суд» отличается психологизмом, в ней — галерея образов с яркими характерами. Ее тематика и сюжетные коллизии характерны для новоаттической комедии в целом.

Печать Просмотров: 5421
Версия для компьютеров