Лирические герои в поэзии А. А. Блока

Имя А. А. Блока тесно связано с симво­лизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижения­ми русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Бло­ка. Образы, созданные им, занимают в нем особое место.

Своеобразие поэта во многом уже про­явилось в первые годы его творчества. Характерно в этом отношении стихотво­рение «Фабрика». С одной стороны, обра­щение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символи­ческая философия, понимание своего ме­ста в жизни также весьма показательны. В стихотворении три главных образа: со­бравшиеся у ворот люди, «недвижный кто-то, черный кто-то», считающий при­шедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей верши­ны...» Быть на вершине — это как бы ис­ходная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лири­ческим героем к реализму.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскры­тию и постижению поэт посвятил целую книгу. Перед читателем открывается осо­бый мир влюбленного человека, влюблен­ного поэта. Этот цикл был посвящен Лю­бови Дмитриевне Менделеевой, жене по­эта. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает се­бя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...», поводом для созда­ния которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л. Д. Менделеевой, перед лирическим героем появляется об­раз, который сравним с пушкинской Ма­донной. Это «чистейшей прелести чистей­ший образец». Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь является высшей ценностью.

Образ-символ получил другое освеще­ние в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомка». Тема этого стихотворения может быть выра­жена следующей фразой: идеал, потреб­ность красоты приходит в соприкоснове­ние с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в компо­зиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настрое­нием ожидания «друга единственного» —

мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использо­ванием звукового ряда ощущение пош­лости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появле­ние Незнакомки во второй части на вре­мя преображает действительность для героя, что в художественном плане выра­жается в перемене всех оценочных эпи­тетов, образов природы на противопо­ложные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забы­тьи. Единственное возможное — продле­вать его: «Ты право, пьяное чудовище, Я знаю — истина в вине». В этом стихотво­рении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.

Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутрен­ний мир, эволюцию во времени. Это уда­лось сделать в поэме «Соловьиный сад». Основа сюжета этого произведения — не­избежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реаль­ность. Герой обретает новый, общечело­веческий статус. Так, многие образы по­эмы имеют библейские корни. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Хозяйка сада — это Ева. Сад и остальной мир разделены только огра­дой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он по­том неизбежно должен вернуться. В по­эме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опусто­шен беззаботным счастьем.

Образ опустошенного жизнью, с не­легкой судьбой человека появляется в стихотворении «О доблестях, о подви­гах, о славе». Это стихотворение авто­биографично. Незадолго до написания этого стихотворения Блока покинула же­на. Поэтому становится ясна неразрыв­ная связь лирического героя с самим поэтом.

В каждом стихотворении образ героя не­сет не только конкретную лирическую на­грузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценнос­тей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полно­стью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.

Печать Просмотров: 7044
Версия для компьютеров