Лирика А. С. Пушкина — «явление чрезвычайное» (Н. В. Гоголь)

1. Краткая биография Пушкина.
2. Лицейские годы. Тема дружбы.
3. Тема любви в творчестве поэта.
4. Вольнолюбивая лирика.
5. Призвание быть поэтом.
6. Образное многообразие в стихах.
7. Жизнь как главный источник поэзии.

Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля.
В. Г. Белинский

А. С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. В семье поэта всегда интересовались и литературой, и театром, у родителей постоянно дома бывали различные известные писатели того времени. Так уже с раннего детства Пушкин невольно вошел в литературный круг родительского дома и испытывал необычайную любовь к родному русскому языку и фольклору. Особую роль в жизни поэта сыграла простая русская женщина, которая знала необычайное количество народных сказок, песен и была просто мастерицей народной речи. Именно своей няне он посвятил замечательные строки:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Обучение в этом лицеи также оставило в душе поэта неизгладимый отпечаток. Именно в эти годы под влиянием дружеских бесед, впечатлений от природы Царского Села проявился его поэтический талант. Обучаясь в лицее, будущий писатель увидел всю красоту мира, необычайность окружающей природы, ощутил любовь к родному краю и к друзьям. В лирике поэта одной из ведущих тем становится тема дружбы. Дружба с А. А. Дельвигом, И. И. Пущиным, В. К. Кюхельбекером, которая зародилась именно в студенческие годы, так и прошла через всю жизнь поэта. Многие вольнодумные стихи поэта были посвящены именно друзьям, именно через поэтические творения Пушкин обращался к своим товарищам:

Дай руку, Дельвинг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.

С таким высоким чувством, как дружба, у Пушкина связано еще одно незабываемое переживание в жизни каждого человека — это любовь. Юный поэт в лицейский период жизни впервые ощутил необычайную силу первой любви:

Вот страсть, в которой я сгораю!..
Я вяну, гибну в цвете лет,
Но исцелиться не желаю.

Впечатления от этих светлых переживаний, чувство влюбленности у Пушкина не угаснут никогда и на протяжении всего творчества они будут сопровождать его. Любовь полностью меняет мир человека, озаряет его новым светом. Самым одухотворенным стихотворением у поэта о любви является «Я помню чудное мгновенье...». Пушкин так изумительно и верно сумел подобрать слова для описания этого волшебного чувства и в них же показал, как оно влияет на влюбленного человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Здесь женский образ дан лишь в общих чертах («голос нежный», «милые черты»), но этого описания вполне достаточно, чтобы создать у читателя впечатление возвышенного и необычайно прекрасного.

В стихотворении «Я вас любил...» Пушкин говорит о неэгоистической любви, она как светлое и бескорыстное чувство, которое влюбленный бесконечно готов дарить своей избраннице. Настоящая любовь—это желание счастья любимой. В этом стихотворении воплощена идея жертвенности:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим

Поэт старается не огорчать и не тревожить ту девушку, которую любил. В. Г. Белинский писал: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением». В первые годы после окончания лицея в стихотворениях Пушкина особо остро стала звучать тема свободолюбия. В это время поэт уже успел ощутить полноту жизни, он с интересом увлекся искусством, сумел сдружиться с передовыми людьми тех дней, и стал представителем вольномыслящей молодежи. В это период появляются одни из самых значительных и смелых стихотворений Пушкина («Дерев.ня», «К Чаадаеву» и ода «Вольность»). В «Вольности» он рассуждает о таких понятиях, как «свобода», «закон», и пытается понять, насколько плотно они взаимосвязаны, неотделимы друг от друга.

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон...
...Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин призывает своего друга приложить все силы для освобождения народа:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Поэт понял, что у него есть дар, обладающий действенной силой. Для Пушкина его стихотворения являлись самой жизнью, он не мог без них прожить ни дня. Поэт все свои мысли, чувства, впечатления выражал именно через стихи. Однажды Белинский написал про Пушкина: «Тайна пушкинского стиха была заключена в тайне поэзии... он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический». Сам гений в стихах неоднократно говорил о своем призвании в поэзии. В 1821 году в стихотворении «Муза» поэт написал:

В младенчестве моем она меня любил
И семиствольную цевницу мне вручила...
...Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.

Очарование, упоение и полная влюбленность в саму жизнь у поэта проявляется и через использование им в своих стихотворениях античных образов — муз, нереид, богов. Постепенно Пушкин стал обращаться к образам библейской мифологии. Так, вместо поэта — пророк, вместо музы — посланник бога, шестикрылый Серафим. В 1826 году он написал стихотворение «Пророк», где показал перевоплощение поэта, попытался проникнуть в тайны бытия:

Отверзи вещие зеницы,
Как у напутанной орлицы...
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И дальней лозы прозябанье...

Пушкин мог разглядеть жизнь во всем ее многообразии, видеть и мрачные, и светлые оттенки действительности:

 

... печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Писатель всегда старался найти позитивные стороны этой сложной и тяжелой реальности. Жизнь со своей обыденностью, повседневностью и одновременно великолепием и яркостью сама дает Пушкину главный источник поэзии. Свое вдохновение поэт черпал из любви, дружбы и окружающей природы.

...Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Белинский писал: «Как истинный художник А. С. Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него

было поэзия». Так, например, в отличие от других поэтов Пушкин любил не весну и лето, а осень с ее непостоянством и унынием. Поэт пишет стихотворение «Осень» (1833) как некий гимн этому периоду времени. Уныние осени для поэта необычайно красиво:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятны мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В Багрец и золото одетые леса...

Стихотворения Пушкина всегда будут хранить верность как природе, так и всему прекрасному, что есть в нашей жизни.

Еще с юных лет мы все помним стихотворения гениального поэта и лишь спустя много времени будто заново открываем их для себя. Этот сказочный мир его поэзии поражает своей кристальной чистотой, ясностью и одухотворенностью. Поэтические творения Пушкина будет жить в наших сердцах вечно, так как они обращены ко всему лучшему, что есть в человеке.

Печать Просмотров: 6424
Версия для компьютеров