Любовь в романе И.А. Гончарова «Обломов»

В романе «Обломов» жизнь все время как будто испытывает главного героя, искушает его различными «соблазнами» — светскими забавами, успешной карьерой, лучом писательской славы. Но главное испытание Обломова — это любовь.

Обломов мечтателен и поэтичен, он мечтает о любви. Однако Илья Ильич жаждет испытать лишь теплоту любви, не испытывая ее тревог. Идеальная любовь в понимании героя — это покой, поэзия, мечтательность. Идеальная женщина — это не роковая, страстная любовница, а нежная, стыдливая, кроткая жена, в сердце которой — вечное и ровное чувство. Но вместе с тем она должна быть целомудренна, ей должен быть чужд расчет, интриги.

Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже.

Ольга Ильинская не отвечает «идеалу» Обломова. Она умна, порой язвительна, саркастична. Ольга импульсивна, порывиста, самостоятельна. Она в состоянии принять решение и достичь намеченной цели. Есть в ее характере и определенная рассудочность, исключающая поэзию и впечатлительность. Все это вносит определенный диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него «претрудной школой жизни». Так, Ольга уверена в чувствах и «честных намерениях» Ильи уже в самом начале романа с ним. Когда Обломов, преодолевая свое волнение, предлагает ей руку и сердце, она остается спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли».

И здесь Илья впервые начинает сомневаться в ее чувствах. «У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него с спокойной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять! В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения...»

Обломов мечтает о свадьбе, о венчании в церкви. Он делится своими мечтами с Ольгой, однако она сразу же «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нужных бумаг, письма Штольцу и поисков квартиры.

«Что это такое? — печально думал Обломов, — ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру — точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить!»

Все дело в том, что в Ольге чересчур много рациональности и здравого смысла, что и явилось залогом ее будущего счастливого союза со Штольцем. И в этом отношении образ Ольги Ильинской — образ новый, оригинальный для русской литературы. «Долгое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости, и в виде единственного утешения церковь — вот на какой почве выросли русские Елены, Лизы, Марианны; их девиз пострадать, послужить, пожертвовать собой!... Ольга — миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», — писал критик И. Анненский.

 

Однако какова же сама эта любовь героини, которую она сравнивает с жизнью? Прежде всего, в чувстве Ольги сказывается «бессознательная потребность любить». Обломов угадал и почувствовал это своей нежной, восприимчивой душой. Именно так он обозначает чувства Ольги в своем письме. И сами сомнения героя в возможности его счастья не являются следствием лени или низкой самооценки героя. Обломов умен, по-своему опытен, он чувствует ситуацию гораздо глубже, тоньше, чем Ольга. Поэтому его предчувствия не случайны.

Интерес Ольги подогревается и ее самолюбием, честолюбивыми мечтами. Ее увлекает роль «путеводной звезды». «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?... Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета, считала это уроком, назначенным свыше».

Таким образом, любовь здесь движима честолюбием и жаждой власти. Есть здесь и неосознанное желание героини обрести значительность в собственных глазах, желание серьезного отношения к ней Штольца, его похвалы, одобрения. Ольга мечтает о чудесном преображении Обломова, ни на минуту не забывая, что она, «такая робкая и молчаливая, которой до сих пор никто не слушался», будет виновницей этого чудесного превращения Ильи. «...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками», — замечает Н. К. Михайловский.

Однако «чудесного превращения» не происходит. И причина здесь не только в характере Обломова. Как замечает А. В. Дружинин, «усилия Андрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха; но из этого еще далеко не следует, чтобы другие люди при других условиях не могли подвигнуть Обломова на мысль и благое дело». Думается, если б герой встретил живое воплощение своего женского идеала, его чувства (а возможно и поступки) были бы совсем иными.

 

Здесь же Обломов живет с несвойственной ему оглядкой. Его бедность, проблемы с имением, отсутствие квартиры — все становится для него непреодолимым препятствием, потому что он начинает смотреть на жизнь глазами Ольги. Но все события эти не столь значимы в глазах самого Ильи Ильича. И возможно, он сумел бы преодолеть их, будь его избранница иной.

И это различие героев, различие их характера, душевного склада, восприятия жизни — все это и становится истинной причиной их расставания. Обломов чувствует, что он не в состоянии дать Ольге того счастья, к которому она так стремится. Он сам разрушает свою любовь и отказывается от нее.

Как замечает Анненский, гармония любви в романе «мелькнула всего на два мгновения — в Casta divo и в сиреневой ветке», а далее скучная проза вошла в отношения героев — Обломова постоянно «посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами», и он «кряхтя несет иго романа». Критик отмечает, что каждый из героев живет сложной внутренней жизнью, но совершенно независимо друг от друга.

И если Ольга не понимает этого, то это интуитивно чувствует Обломов. Ведь Ольга Ильинская не смогла бы дать ему всей полноты счастья, его идеал женщины сформировался в далеком детстве, в милой сердцу Обломовке. Агафья Матвеевна хотя бы отдаленно напоминала ему этот идеал — Ольга же была далека от него. Характерно, что брак Ольги Ильинской со Штольцем тоже не столь гармоничен, как это кажется на первый взгляд. Штольц также не может дать ей полноты счастья, до конца удовлетворить ее пытливый ум, беспокойную, ищущую натуру. Ольга скорее смиряется со своей судьбой и убеждает себя в ценности «простого семейного счастья», в ограниченности человеческих возможностей.

Сам образ жизни супругов Штольцев не многим отличается от обломовского. «Снаружи и у них делалось все, как у других. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... как все, как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок». Однако думается, дремоты и уныния не было бы и в семье Обломова, если бы он нашел свой женский идеал.

Агафья Пшеницына воплощает лишь одну сторону этого идеала. А. В. Дружинин называет эту героиню «злым ангелом» Обломова. «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввернула его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины, но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила», — пишет критик.

Думается, подобная оценка героини не совсем верна. Агафья Матвеевна не загубила Обломова, но и не дала ему всей полноты счастья. «Для одного человека она создала подобие счастья, по размерам оставшихся в нем жизненных сил; она дала Обломову возможность умереть в той тишине, ради которой он так упорно враждовал с живой жизнью». В любви этой не было, быть может., идеальной гармонии, той поэзии, о которой Обломов мечтал в разговорах со Штольцем, но было бескорыстие и безграничная преданность. Были здесь и живые чувства, и мечты, и радость — но все это в пределах мироощущения Агафьи Матвеевны, в пределах не целого мира, но маленького, тихого домика на Выборгской стороне.

Простые отношения, простодушные речи Агафьи Матвеевны, ее хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют и комфорт, созданные ей в доме, — все это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остается с Агафьей Матвеевной.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту». Обломов же всегда и во всем остается верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

Печать Просмотров: 40649
Версия для компьютеров