Мастер и Маргарита характеристика образа Маргариты

Маргарита (Маргарита Николаевна) — главная героиня романа. Несомненна прототипическая связь с Е. С. Булгаковой — третьей женой писателя. Ассоциации с гётевской Гретхен имеют, скорее, поверхностный характер: существенным оказывается лишь момент бездетности М. и проявленное ею милосердие по отношению к детоубийце Фриде. Героине 30 лет. Выйдя замуж в 19 лет, она является женой «очень крупного специалиста»; однако, не любя мужа, М. тоскует и подумывает о самоубийстве. Выйдя на улицу с букетом мимоз в качестве «опознавательного знака», она встречается с Мастером, становится его «тайной женой». Именно она вдохновляет его в работе над романом, называя «мастером», а когда роман окончен — толкает на борьбу за то, чтобы книга была напечатана. М. решает расстаться с мужем, однако арест Мастера нарушает ее планы. После того как М. через несколько месяцев видит Мастера во сне, она, предчувствуя некие перемены, идет в Александровский сад, где встречает Азазелло, посланного «с поручением». М. принимает приглашение в гости «к одному очень знатному иностранцу» (Воланду), в назначенный час натирается кремом Азазелло, после чего молодеет, обретает способность летать и быть невидимой — становится «ведьмой». Летя над Москвой, М. оказывается перед домом, где живут критики, травившие Мастера, и устраивает в их квартирах погром; ее останавливает лишь опасение напугать проснувшегося ребенка. Улетев из Москвы, М. принимает участие в шабаше на берегу реки, после чего возвращается в Москву на летучем автомобиле. Попав в сопровождении Азазелло в квартиру № 50, М. встречается с Коровьевым, который, в частности, сообщает, что она является правнучкой одной из французских королев XVI в.; имя героини, таким образом, ассоциируется с Маргаритой Валуа, женой Генриха IV (ср. роман А. Дюма «Королева Марго»). Встретившись с Воландом, М. растирает мазью его больное колено, а также рассматривает глобус Воланда, видит на нем мертвого ребенка. На балу М. играет роль королевы, встречая гостей; особое впечатление на нее производит детоубийца Фрида, которой она обещает помочь. После убийства Майгеля М. «причащается» из чаши с его кровью/вином, предложенной Воландом. После бала М., вместо того чтобы попросить за себя, просит вначале за Фриду и получает право простить ее. После этого, по просьбе М., ей возвращен Мастер, от которого она не хочет отречься ни при каких обстоятельствах. При этом героиня, которая накануне была готова сама убить погубившего Мастера критика Латунского, теперь просит не убивать его. На прощание Воланд дарит М. золотую подкову с алмазами, и вместе с Мастером она возвращается в арбатский подвал, где ночью читает «воскресшую» рукопись романа. В разговоре с Мастером М. наотрез отказывается покинуть его и вернуться к мужу. После появления Азазелло М., отравленная вином, вместе с Мастером переходит в инобытие и присоединяется к Воланду со свитой; по пути они навещают в лечебнице Ивана Бездомного, и на прощание М. целует его. Именно М. отмечает перемены, происходящие с ее спутниками во время последнего полета. Увидев сидящего в горах Пилата, М. просит «отпустить» его. Воланд дарует Мастеру и М. «вечный дом». В дальнейшем М. с Мастером ежегодно являются Ивану во сне; она «целует его в лоб <...> и уходит вместе со своим спутником к луне».

Печать Просмотров: 64434
Версия для компьютеров