Мир природы в лирике С.А. Есенина

В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины -родины поэта. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии.

Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.


С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

Схимник-Beтep шагом осторожным
 Мнет листву по выступам дорожным
 И целует на рябиновом кусту
 Язвы красные незримому Христу.


Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

 Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.


Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:

Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.


Жизнь природы неотделима от жизни человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
 С широким месяцем над голубым прудом.


Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.


Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что «все мы в этом мире тленны», и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвестъ и умереть.


В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии.

Содержание стихотворения «Отговорила роща золотая...» также передается нам при помощи образов природы. Осень - это пора подведения итогов, тишины и покоя (только «журавли печально пролетают»). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.

Сергей Есенин искренне признается: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины— основное в моем творчестве». В понятии родины для поэта слилось «всe родное и близкое, от чего так легко зарыдать».

Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.


Поэт не мыслит себя без русской природы. «Страна березового ситца» стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.


Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательйо обращаемся к этому поэту'. Ну разве можно сказать лучше:

Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.



Печать Просмотров: 11227
Версия для компьютеров