Мой М. А. Шолохов

Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Одному близок Григорий Меле­хов, удалой казак из романа «Тихий Дон», другому полюбился дед Щукарь, смешной старичок из книги «Поднятая целина». Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Любовь, материнство, родной очаг — вот те вечные ценности, о которых повествует автор в «Тихом Доне».

«Донские рассказы». В них Шолохов выра­зил свое отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обе­их сторон, приносит невосполнимые поте­ри, калечит души. Писатель прав: недопус­тимо, когда люди, разумные существа, при­ходят к самоистреблению и варварству.

Но мой Шолохов не только автор этих про­изведений. Он прежде всего человек инте­ресной, яркой судьбы. Посудите сами: в ше­стнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбиво­му Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и ре­прессий. Его обвиняли в плагиате, симпати­ях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая «растет, покорно клонясь под ги­бельным дыханием житейских бурь». Несмо­тря ни на что, Шолохов остался прямолиней­ным, честным, правдивым человеком.

«Поднятая целина» — наиболее яркое, по моему мнению, произведение о коллекти­визации. Это произведение повествует о наи­более, пожалуй, противоречивом периоде русской истории. Написан роман очень увле­кательно и читается как детектив.

Гремячий Лог. Как удачно придумано Шо­лоховым! В самом названии этого хутора слышится что-то тревожное. Кажется, что все здесь замерло в ожидании каких-то перемен. «Вы совершенно правы, чита­тель», — каждой новой строчкой, странич­кой убеждает меня Шолохов» Очень волну­ет вопрос, что же будет дальше с героями? И читатель размышляет о прошлом, насто­ящем и будущем героев, рассуждает, нуж­ны ли перемены в Гремячем Логу. В вели­ком семнадцатом крестьяне получили то, за что боролись. Получили землю. Каза­лось бы, чего еще можно желать? Паши, сей, жни! Шолохов подтверждает: сотни тысяч таких, как Тит Бородин, получив зем­лю, «вцепились в хозяйства», «как кобель в падлу», по выражению Макара Нагульно­ва. Может быть, довольно-таки грубо заме­чено, но зато верно.

Поражаешься другому: тому, как Шолохов учит понимать и ценить людей, их быт, ду­ши. высокие стремления и неисчислимые страдания: «До ночи сорок потов с тебя сой­дут, на ногах кровяные волдыри с куриное

яйцо, а ночью быков паси: не нажрется бык — не потянет плуг». Именно М. А. Шоло­хов ярко, талантливо изобразил изнуритель­ный труд крестьянина, призвал читателя взглянуть на мир глазами народа.

Уверена, что писатель против насилия. Он бунтует против давыдовского «к ногтю». Хотя в уста Нагульнова вложил такие слова: «Не идешь в колхоз? Ну, тогда и от меня мира не жди. Я тебя так гробану, что всем чертям му­торно станет». Мне кажется, Шолохов хотел показать, что случается, когда к власти при­ходят люди корыстные, думающие о чем угодно, только не будущем своего народа. Я согласна с писателем, который против вся­ческих экспериментов над людьми.

До сих пор много споров вызывает этот роман М. А. Шолохова. Говорят о его «ус­тарелости», о том, что процесс коллективи­зации значительно глубже и полнее отра­жен в таких произведениях, как «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и других, но я доверяю именно автору «Под­нятой целины». Он не мог умиляться, фаль­шивить, лакировать события, потому что был их современником и сам видел, что происходит на Дону. Шолохов исследовал явления точнее многих, представил пере­житое ярче. Он показал ту правду, от кото­рой не убежишь и не скроешься. Правду, от которой ноет сердце, стынет кровь. Этот яркий летописец, не побоявшийся в небе­зопасные тридцатые годы быть непонятым, вызывает у меня чувство восхищения и глу­бокого уважения.

По-моему, точнее, чем французский пуб­лицист и переводчик Жан Катала, не ска­жешь: «Он пробуждает скрытый в наших ду­шах огонь, приобщая к великой доброте, ве­ликому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чье искусство помогает каж­дому стать более человечным». Таков мой Шолохов.

Пусть автора обвиняют в том, что пере­стал писать в последние годы. О чем ему было писать? О победах развитого социа­лизма? Он же прекрасно видел, что проис­ходит. Да, писатель работал над романом «Они сражались за Родину». Один из глав­ных героев генерал Стрельцов был списан с репрессированного, а Шолохов хорошо понимал, что в его время всю правду о ре­прессиях опубликовать не удастся.

Михаил Александрович Шолохов — первая величина в нашей послеоктябрьской лите­ратуре. Завидная судьба. Если вы думаете, что я пытаюсь защитить Шолохова, то оши­баетесь. Он в защите не нуждается. Ни как человек — мертвым безразлична суета жи­вых. Ни как мастер — его вклад в историю культуры признан всеми народами. Нужда­ются в защите те духовные ценности, выра­зителем которых был Михаил Александро­вич: правдивое, объективное отражение действительности, независимость от конъ­юнктуры. Нуждаемся в защите, наконец, все мы. От лжи, зависти, жестокости.

Печать Просмотров: 9047
Версия для компьютеров