«Моя специальность - жизнь...» (лирика М. Цветаевой)

Русская поэзия - наше великое духовное до­стояние, наша национальная гордость. Но у многих поэтов и писателей судьба сложилась так, что их не печатали, о них не говорили. Од­нажды Цветаева случайно обмолвилась по чис­то литературному поводу: «Это дело специали­стов поэзии Моя же специальность - жизнь». Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в пол­ной неустроенности.

В 1910 году, еще не сняв гимназической фор­мы, тайком от семьи, она выпускает довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его за­метили и одобрили такие влиятельные и взыс­кательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантли­востью, своеобразием и непосредственнос­тью. В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не­состоявшейся любви, о невозвратности минув­шего и о верности:

Ты все мне поведал - так рано!

Я все разглядела - так поздно!

В   сердцах наших вечная рана,

В   глазах  молчаливый   вопрос...

Марина Цветаева страстно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила не одно стихотворение:

Царю Петру,   и вам,   о царь, хвала!

Но выше вас,   цари,   колокола.

Пока они гремят из синевы –

Неоспоримо    первенство    Москвы. -    

И целых сорок сороков церквей

Смеются  над  гордынею  царей!

Марина Цветаева пробует себя не только в поэзии, но и в прозе. Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и в стихах, ва­жен был факт, не только смысл, но и звучание, ритмика, гармония частей. Она писала: «Проза поэта - другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия - не фраза, а слово». Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впер­вые познакомилась с творчеством Пушкина. Пушкин был для нее первым поэтом, и первого поэта убили. Пушкин «заразил» Цветаеву сло­вом любовь. Этому великому поэту она посвя­тила множество стихов:

Бич жандармов,   

Бог студентов,

Желчь  мужей,   услада жен

Пушкин в роли - монумента?

Гостя каменного?..

Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не по­няла. В мае 1922 года Цветаева со своей доче­рью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером Берлин, Прага, Париж... В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

Берегитесь   могил:

Голодней     блудниц!

Мертвый был и сгнил:

Берегитесь    гробниц!

От вчерашних правд

В доме — смрад и хлам.

Даже самый прах

Подари ветрам!

Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глу­хая стена одиночества. Ей некому прочитать свои стихи, не с кем порадоваться. «Родина не есть условность территории, а принадлеж­ность памяти и крови, — писала она. — Не быть в России, забыть Россию — может боять­ся только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот теряет ее лишь вместе с жизнью». Тоска по России сказывается в та­ких лирических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон», «О неподатливый язык...». Она много думает о новой России, которую еще не виде­ла и не знает:

Покамест день не встал

С его страстями стравленными,

Из сырости и шпал

Россию   восстанавливаю.

Из сырости — и свай,

Из сырости — и серости.

Покамест день не встал

И не вмешался стрелочник.

Постепенно Цветаева отдаляется от кругов эмигрантов. И наконец приходит к нелегкому решению:

Ни к городу и ни к селу —

Езжай, мой сын, в свою страну, —

В край — всем краям наоборот! —

Куда назад идти — вперед

Идти, особенно — тебе...

Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и пре­данно любила. Это поистине «плач гнева и любви», Цветаева теряла уже надежду — спа­сительную веру в жизнь. Стихи ее — крик жи­вой, но истерзанной души:

Отказываюсь — быть.

В  Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить.

С волками  площадей

Отказываюсь — выть.

На этой ноте последнего отчаяния оборва­лось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И то­г о — в обрез. В 1939 году Цветаева восста­навливает свое советское гражданство и воз­вращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось: муж и дочь подверга­лись необоснованным репрессиям. Грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Измученная, потерявшая веру, 31 авгус­та 1941 года Марина Ивановна Цветаева по­кончила жизнь самоубийством. Могила ее за­терялась.

Марину Цветаеву-поэта узнаешь сразу. Ее стихи можно безошибочно отличить — по особому распеву, ритмам, интонации. Марина Цветаева — большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха XX века значи­телен.

Печать Просмотров: 5018
Версия для компьютеров