Н.А. Заболоцкий в воспоминаниях современников

Н.Н. Заболоцкий: «В последующие годы Заболоцкий во многом отошёл от манеры “Столбцов”, но никогда не изменял им в основном — в стремлении выбрать такую точку зрения на мир, чтобы он раскрылся с новой, часто неожиданной стороны, в энергичном построении стиха, где элементы иронии прочно слиты с научной точностью изображения деталей, в смелости метафор и сравнений, в неизменном внимании к смысловой и звуковой нагрузке слова. В итоговом собрании сочинений семнадцать стихотворений из книжки “Столбцы” объединены автором с другими стихотворениями 1926—1933 годов и тремя поэмами под общим названием первой части книги “Столбцы и поэмы".

Будучи человеком, склонным к глубоким раздумьям и упорному самосовершенствованию, Заболоцкий много работал, формируя свои взгляды на мир и на литературу. Он увлекался поэзией Державина и Гёте, Пушкина, Баратынского и Тютчева и особенно в свои молодые годы — поэзией Хлебникова. В сфере его интересов — живопись и история, естествознание и философия. Мир предстаёт перед ним как необозримое множество живых и мёртвых форм, объединённых вездесущей и вечной материей, бесконечные превращения которой — залог бессмертия всего сущего. В дремучем мире природы нет совершенства, нет гармонии. Он полон “буйного движения” и “бесполезно тяжкого труда”, а наши младшие братья, если не по крови, то по метаморфозам материальных форм, — растения и животные — обречены влачить косное существование и гибнуть в отчаянной борьбе за пищу и кров. Нет совершенства и в жизни большей части человечества, где всё ещё господствует порабощение человека человеком, где неизменно возникает угроза братоубийственных войн. Тем не менее вся природа, включая и человеческое общество, стремится к освобождению от изначальной косности. Она развивается, совершенствуется, и залог этого развития — разум, мысль, присущие в зачаточной форме всей материи и нашедшие своё полное воплощение в творчестве освобождённого человека».

Печать Просмотров: 6507
Версия для компьютеров