На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана по материалам поездки авто­ра в 1856 году по Волге. Драматург за­думал написать цикл пьес о провинци­альном купечестве, который должен был бы называться «Ночи на Волге». Но, к со­жалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написа­на первая драма из этого цикла — «Гро­за», и только 10 лет спустя — «Беспри­данница».

В «Грозе» автор показал нам жизнь в купеческой семье, каково было поло­жение в ней русской женщины. Когда чи­таешь «Грозу», невольно ждешь появле­ния главной героини. Первое знакомство с Катериной как-то сразу говорит нам, что автор на стороне этой милой, но гор­дой женщины. Надо было обладать сильным характером, чтобы не отвечать ста­рой и жестокой свекрови на оскорбле­ния. Катерина не привыкла к унижению, оскорблению человеческого достоинст­ва. Почему? Да потому, что она была воспитана по-другому.

Автор с глубокой любовью и уважением к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер. Жила она в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная натура, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, так и Катери­на сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет. Вводя в пьесу не­сколько раз образ птицы, автор показы­вает, что он любит свою героиню, тоску­ет вместе с ней в неволе.

Оправдывает ли Островский Катерину в том, что она пошла на свидание к Бори­су, или осуждает? Мне трудно судить об этом. Но, прочитав статью «Луч света в темном царстве», я понял, что оправды­вает, да и не оправдать-то ее нельзя. Ведь Катерина вышла замуж за Тихона, совер­шенно не любя его. А чувство в ней про­снулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конечно, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что поступить так могла только такая женщина, которая «должна быть исполнена героического са­моутверждения, которая должна на все решиться и ко всему быть готова». Но как можно осмелиться на это в доме Кабанихи, где все трепещет под власт­ным окриком купчихи? И Островский, го­воря о поступке Катерины, подчеркивает, что естественных стремлений чело­веческой природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт говорит о том, что автор на стороне Катерины.

Почему же произошел конфликт Кате­рины с Кабановой? На этот вопрос, счи­таю, ответить легко. Да и Островский нам это подсказывает. Катерина не мо­жет принять воззрений и наклонностей той среды, в которую попала. Поэтому на предложение Варвары лгать, притво­ряться Катерина отвечает: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Автор с гордостью подчеркивает, что ни на какие компромиссы Катерина не пой­дет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей.

Становится понятно, что если Катерина захочет чего-нибудь достигнуть, то до­бьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера. Разве могла она остаться в доме Кабановой? Конечно,  нет.

Поэтому, считаю, Островский оправды­вает и последний поступок Катерины, со­глашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчеркивает, что решиться на смерть может только сильный человек. Своей смертью Катерина, а вместе с ней и ав­тор, бросила вызов всей самодурной си­ле. Она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти. Она свободна! Конечно, горько и грустно такое освобождение, но друго­го выхода у этой женщины не было. Хоро­шо еще, что нашла она силы на этот страшный поступок. Вот почему Добро­любов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Другой критик, Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы » не соглашает­ся с Добролюбовым, считая поступок Ка­терины бессмысленным, а сравнение ее с лучом во тьме — надуманным. Он не видит, что поступок Катерины как-то из­менил или подорвал «устои темного цар­ства», считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, пойдет своим  чередом.

Как бы там ни было, как бы критики ни расценивали поступок Катерины, она, бес­спорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей. А сам Островский не написал бы пьесы, если бы не сочувствовал и не со­переживал своей героине.

Печать Просмотров: 7200
Версия для компьютеров