Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Об образе Печорина В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстоя­ния между Онегою и Печорою». Оне­гин — зеркало эпохи 1820-х годов, эпо­хи декабристов; Печорин — герой треть­его десятилетия, «жестокого века». Оба они — мыслящие люди, но люди своего времени. Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период социального подъе­ма, во время декабристов. Поэтому Бе­линский говорит: «Онегин скучает, а Пе­чорин страдает».

Печорин по происхождению дворянин, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено все­ми удовольствиями». Легкомысленная жизнь ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Пе­чорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор подчеркивает его аристократизм: «блед­ный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепитель­но-чистое белье». Печорин физически сильный и выносливый человек: «широ­кие плечи доказывали крепкое сложе­ние, способное переносить все трудно­сти кочевой жизни... непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя отраже­ны и внутренние качества: противоречи­вость и скрытность. Не удивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные... Глаза не смея­лись, когда он смеялся».

Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыс­лом человеческой жизни. В оценке со­временников самокритичен: «Мы не спо­собны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собст­венного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяет­ся сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Автор подчер­кивает, что Печорин хорошо знает лите­ратуру и историю — в его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушки­на, названия произведений, имена писа­телей и литературных героев. Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с неза­ряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы «изведать пре­дел подлости моего противника». Чело­век сильной воли и больших возможнос­тей, Печорин страстно стремится к ак­тивной жизни.

«Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездей­ствии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего че­ловека. Даже постоянные авантюры не могут его удовлетворить. Любовь при­носит только разочарование и огорче­ние. Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания. Вспом­ните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери и Веры, Максима Максимыча.

Однако наряду с богатством души и одаренностью героя Лермонтов рас­крывает и отрицательные качества Пе­чорина. Холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризу­ет его как индивидуалиста. Но самое тя­желое обвинение Печорину — отсутст­вие цели в жизни, бесплодность сущест­вования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в «жур­нале»: «А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Нашел ли Печорин свое «высшее на­значение»? С пользой ли растратил свои «необъятные силы»? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов XIX века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой «Думе»:

 .. Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гениям начатого труда.

Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? От­вет на этот вопрос нужно искать в пре­дисловии. В нем Лермонтов совершен­но категорически заявляет, что Печо­рин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

«Печоринство» было типичной болез­нью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и безнадежности, появи­лись имена истинных героев. Они шаг за шагом прошли «кремнистый путь» бор­цов и явили миру образцы патриотизма и гражданского мужества.

Печать Просмотров: 11109
Версия для компьютеров