«Нравственность - есть правда»

Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извеч­ной проблемы о смысле жизни, о непре­ходящих духовных ценностях челове­ка — его нравственных идеалах, чести, долге, совести. В его произведениях од­но из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными харак­терами — «чудиков», как он их называет, стремящихся постичь движения собст­венной души, смысл жизни.

Таков главный герой рассказа «Чудик». Автор настойчиво подчеркивает его чу­даковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей. Этот при­ем помогает проявить лучшие его чело­веческие качества: правдолюбие, сове­стливость, доброту. Рассказ построен в форме изложения событий, случив­шихся во время отпускной поездки Чу­дика к брату на Урал. Герой собирается в дорогу, покупает подарки племянни­кам, и тут происходит эпизод, в котором раскрываются прекрасные свойства его души: честность, скромность, застенчи­вость. Чудик глянул, «а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятиде­сятирублевая "бумажка"». Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить «бумажку» или объявить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, «этакая зеленая дурочка лежит се­бе, никто ее не видит».

Употребляя по отношению к неодушев­ленному предмету слово «дурочка», Шук­шин передает нюансы душевного состоя­ния героя: радость от находки и от созна­ния того, что никто, кроме него, не видит «бумажку». При этом главный вопрос — как поступит Чудик — остается пока от­крытым. Чудик объявляет всем о своей находке. Хозяина потерянной пятидеся­тирублевки не оказалось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Герой выходит из магазина в приятней­шем расположении духа. Он доволен со­бой, тем, как это у него легко, весело по­лучилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали... ему самому: «Моя была бумажка-то! — гром­ко сказал Чудик. — Да почему же я такой есть-то?» — вслух горько рассуждал Чу­дик. Совестливость, стеснительность ге­роя не позволяют ему протянуть руку за проклятой бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеян­ность, что дома ему предстоит объясне­ние с женой.

Показательно, что автор и в собствен­ном повествовании, и в речи Чудика на­зывает пятидесятирублевку не иначе как «бумажка», тем самым подчеркивая пренебрежительное к ней отношение. В этом на первый взгляд незначитель­ном эпизоде проявляется взгляд Шук­шина на одну из важнейших проблем духовной жизни человека — мещанское накопительство. Однако своего героя автор отнюдь не идеализирует. Идеа­лизация противоречит самой сути твор­чества Шукшина, для которого высшей мерой художественности было стрем­ление говорить обо всем просто и пря­мо. Чудик — человек рассеянный (по­теря денег), может показаться невос­питанным (назойливое приставание с разговорами к незнакомым людям), до­стиг не самых больших высот грамот­ности и т. д. Но все перечисленные не­достатки героя представляются незна­чительными по сравнению с его «светлой душой» (один из своих рас­сказов В. М. Шукшин так и назвал «Светлые души»). А то, что побуждают его совершать странные поступки мо­тивы положительные, некорыстные, де­лает простительной даже чудакова­тость, мнимую или подлинную.

Характерным для творчества писате­ля является раскрытие лучших мораль­ных качеств персонажей в моменты тя­желых испытаний, выпадающих на их долю. Автор ставит своего героя, чело­века доброго и совестливого, в усло­вия, требующие всех душевных запа­сов добра и стойкости, чтобы не сло­маться, не разувериться, видя, что ультрасовременная нахрапистая дрянь якобы и есть лицо нашего времени, а совесть и порядочность будто бы без­надежно устарели.

Несмотря на свою «простоту», Чудик размышляет над проблемами, волную­щими человечество во все времена: в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни «прав, кто умнее?» И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, «чудиком».

Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-быто­вом плане, так и в художественном. «Нравственность — есть правда» — так определил свою главную заповедь сам писатель. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной со­вестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была.


Печать Просмотров: 5960
Версия для компьютеров