Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60 - м годам XIX века. Писатель передал в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуаль­ных проблем, в частности вопрос о ха­рактере и роли «нового человека», дея­теля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов.

Выразителем идей революционной де­мократии стал Евгений Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Образ База­рова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он главное действующее лицо. Все ос­новные образы романа группируются во­круг него, раскрываются во взаимоотно­шениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчерки­вают его превосходство или недостатки, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных ари­стократов.

Напомним, что герой эпохи 60-х го­дов — разночинец-демократ, убежден­ный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по мировоззре­нию, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независи­мый. Именно таков Базаров в изображе­нии автора.

Сюжет романа строится на столкнове­нии Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что База­ров — демократ, разночинец, человек труда — чужд аристократическому эти­кету и условностям. В столкновении с «барчуками проклятыми» его облик рас­крывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократизм одного — демократизму другого. Последовательность, убежден­ность, воля и целеустремленность База­рова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждения­ми, мягкотелостью и отсутствием осо­знанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные чер­ты Базарова: в спорах с Павлом Петро­вичем — зрелость ума, глубина сужде­ний и непримиримая ненависть к режи­му во взаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону

молодежь, быть учителем, воспитате­лем, честность и бескомпромиссность в дружбе; в отношении с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему лю­бить, цельность натуры, сила воли и чув­ство собственного достоинства. Главное место в романе занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое миро­воззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными про­тивниками. Базаров — натура независи­мая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а подвергающая все со­мнению. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным на­укам, хотя ни карьера ученого, ни карье­ра врача не стали бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов этого автора). Он испыты­вает Базарова и дружбой, и любовью, и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его ге­рой в этих ситуациях. И если любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, по­беждает принципы нигилизма (ведь Ба­заров называл любовь «белибердой», презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал лю­бовь только физиологическую: «Нравит­ся тебе женщина, так возьми ее!» Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал ро­мантика в самом себе), то в предсмерт­ной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трога­тельной. Потому что именно здесь рас­крывается до конца это «грешное, бунту­ющее сердце».

Смерть Базарова по-своему оправдан­на. Как в любви нельзя было доводить Ба­зарова до «тишины блаженства», так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был уме­реть, чтобы остаться Базаровым.

Сколько бы ни было критических ста­тей по поводу героя «Отцов и детей», как бы ни трактовался образ Базарова, луч­ше всего сказал о своем «самом люби­мом детище» сам автор: «Я хотел сде­лать из него лицо трагическое... Мне
мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из поч­вы, сильная, злобная, честная — и все-
таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Печать Просмотров: 12345
Версия для компьютеров