Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет кон­фликт комедии, обе ее сюжетные ли­нии. Пьеса писалась в те времена (1816—1824), когда молодые люди, подобные Чацкому, несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах героя, во всех его поступ­ках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощуще­ние, что «вольнее всяких дышит». Сво­бода личности — вот основной мотив времени и комедии Грибоедова. Это и свобода от обветшалых представле­н и й о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомы­шленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый... — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.

Стремление Чацкого — служить оте­честву, «делу, а не лицам». Он ненави­дит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство: И что же видит он вокруг? Массу людей, ко­торые ищут лишь чинов, крестов, «де­нег, чтоб пожить», не любви, а выгод­ной женитьбы. Их идеал — «умерен­ность и аккуратность», их мечта — «собрать все книги бы да сжечь».

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим чело­веком» (оценка Грибоедова) и консер­вативным большинством. В любом драматическом произведении харак­тер главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал трагическую судьбу молодого про­грессивного человека в обществе. Ок­ружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка отворачива­ется от него, и это ранит героя больнее всего. Затем возникает сплетня о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

«Так! Отрезвился я сполна!» — вос­клицает Чацкий в финале. Что же это — поражение или прозрение? Прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою оче­редь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победная.

Удивительно, что и сейчас невоз­можно читать без волнения о страда­ниях героя. Но в этом сила подлинно­го искусства. Грибоедову впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок нам потому, что он выписан не как бе­зупречный, «железный» борец за ис­тину и благо, долг и честь — таких ге­роев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ни­что человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу», — говорит ге­рой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить ду­шевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безогляд­но, что не дает ему видеть недостат­ки возлюбленной, поверить в ее лю­бовь к другому, — это такие естест­венные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад», — писал Пушкин в стихотворении «При­знание». Чацкий мог бы сказать о се­бе то же. Остроты Чацкого также де­лают этого героя привлекательным и жизненным.

Написав о своем современнике, от­разив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов в то же время создал образ непреходя­щего значения. «Чацкий — декаб­рист», — писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль вы­сказывает Гончаров: «Чацкий неизбе­жен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее об­новления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пье­сы и жизненности ее героев. Ведь идея «свободной жизни» обладает поистине непреходящей ценностью.

Печать Просмотров: 16109
Версия для компьютеров