Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, кото­рые сложились в России после неудачи революци­онного выступления декабристов в 1825 году. Но­вая общественно-политическая обстановка поста­вила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших пред­ставителей критического реализма в русской ли­тературе. Как отмечает Белинский, «Гоголь пер­вый взглянул смело и прямо на русскую действи­тельность».

Центральное место в поэме «Мертвые души» за­нимает проблема русского помещичьего класса, русского дворянства как господствующего сосло­вия, его судьба и роль в общественной жизни. Ха­рактерно, что основным способом изображения по­мещиков у Гоголя является сатира. В образах поме­щиков отражается процесс постепенной деградации этого класса, выявляются все его пороки и недостат­ки. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония помогла писателю гово­рить о том, о чем говорить в условиях цензуры было невозможно. Ирония — характерный элемент гого­левской сатиры. Она присутствует не только в автор­ской речи, но и в речи персонажей.

Поэма построена как история похождений Чичико­ва, чиновника, скупающего «мертвые души». Компо­зиция произведения позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них присутствуют типич­ные черты русского помещика.

Наше знакомство начинается с Манилова и закан­чивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому уг­лубляется процесс оскудения человеческой личнос­ти, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.

Открывает портретную галерею помещиков Ма­нилов. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, устроенный с претензией на «аглицкий сад с заросшим прудом», жиденьки­ми кустиками и с бледной надписью «Храм уеди­ненного размышления». Говоря о Манилове, автор замечает: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это «слишком» и потому при­нимает уродливые формы. Манилов прекрасноду­шен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллически­ми и праздничными. Манилов совершенно не зна­ет жизни, а реальность ему заменяет пустая фан­тазия. Он любит поразмышлять и помечтать. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает.

Манилов мнит себя носителем духовной культу­ры. Когда-то в армии он считался образованней­шим человеком. С иронией автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором «вечно чего-нибудь недоставало», о его слащавых отно­шениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область. Сравнение Мани­лова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а «маниловщи­на» — типичное явление этого пошлого мира.

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Эти деньжонки получаются от продажи самых разнооб­разных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный то вар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. «Дубинноголовая • помещица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь прогадать. Интересы помещицы не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.

Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрев. i (IV глава). Это человек «на все руки», для него характерна своеобразная «широта натуры». Как иронично отмечает автор: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек». Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же сам «просаживает» все деньги. Ноздрев — мастер «лить пули», он бесшабашный хвастун и несусвет­ный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку «нагадить ближнему». В образе Ноздрева Гоголь создал но­вый в русской литературе социально-психологи­ческий тип.

В образе Собакевича сатира автора приобретает более острый характер (V глава). Он мало похож на предыдущих помещиков, — это «помещик-ку­лак», хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым уда лось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим «на средней величины медведя». Собакевич — циник, не стыдящийся морального уродства ни в се­бе, ни в других. Это человек, далекий от просвеще­ния, твердолобый крепостник, заботящийся о кре­стьянах только как о рабочей силе. Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущнос­ти «негодяя» Чичикова, а он прекрасно понял суть предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует из­влечь выгоду.

VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя кото­рого стало нарицательным для обозначения скупо­сти и моральной деградации. Этот образ становит­ся последней ступенью в вырождении помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика: на всех строениях была за­метна «какая-то особенная ветхость». Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной это­го является не мотовство и не безделье Плюшки­на, а его болезненная скупость. Это злая сатира на помещика, ставшего «прорехой на человечестве». Сам хозяин — бесполое существо, напомина­ющее ключницу. Этот герой даже не смешон — он страшен.

Итак, пять характеров, созданных Гоголем в «Мертвых душах», разносторонне рисуют состоя­ние целого класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин — все это различные формы одного явления — экономического, соци­ального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.

Печать Просмотров: 32874
Версия для компьютеров