Образы русских женщин в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Слава великого русского писателя Льва Толстого давно перешагнула границы на­шей страны. Его знает весь мир. Недаром Горький писал: «Ne зная Толстого, Досто­евского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культур­ным человеком». В чем причина непрехо­дящего интереса к роману «Война и мир»? Что заставляет обращаться к нему людей разных национальностей, отдаленных от его героев и временем, и социальной сре­дой? Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Ог­ромный дар и художественная неповтори­мость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой стра­ны, имя которой - Россия. На страницах романа оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и по­ражениями.

Герои «Войны и мира», как положитель­ные, так и отрицательные, относятся, преж­де всего к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему чертами: паразитизмом, безнравственнос­тью, невежеством, полной отчужденностью от народа. Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал и немногочисленные семьи луч­ших дворян, в том числе и просвещенную их часть (Болконские и Безуховы).

Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у Толстого образы положительные обла­дают именно чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столк­новении с «большим миром», который Толстой рисует отрицательно. Анна Пав­ловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Толстой подчеркивает, что каждый его ге­рой - порождение среды, плоть от плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде.

По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины, необыкновенная, щедро одарен­ная натура. Откуда взялась эта чуткая, тро­гательная, чудная девушка? Семья Росто­вых, как и семья Болконских (особенно Ма­рия Болконская), резко выделяются среди обычных дворянских семей. Семья Росто­вых подобна тем семьям, из которых выхо­дили жены декабристов. Уклад жизни Рос­товых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостнос­тью, умением легко идти на жертвы, не напоказ, а со всей душевной широтой. Са­мая яркая черта в Наташе — это поэтичес­кое мироощущение, душевная доброта, от­крытость.

При первом появлении Наташи на балу сразу видно, как мало она похожа на свет­ских барышень, как великий контраст между ней и «светом». Едва перешагнув порог родного дома, Наташа оказывается обма­нутой. К Ростовым, и прежде всего к об­щей любимице Наташе, тянутся лучшие люди — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. На­таша — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют ни­какие предрассудки, руководит ею серд­це. Наташа — это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует она себя среди столичных арис­тократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра Элен Курагина. После тяжелой болезни, явившейся следствием душевных потря­сений, Наташа вернулась к жизни обнов­ленной. Беда не сломила ее, свет не одер­жал над нею победы.

Наташа принимает активное участие в событиях 1812 года. Независимость, сме­лость, страстное отношение ко всем явле­ниям жизни — таковы черты, наполняю­щие этот образ. Он пленял современни­ков и пленяет нас.

Особняком стоит в семье Ростовых Ве­ра — старшая сестра Наташи. Холодная, не­добрая, чужая в кругу братьев и сестры, она в доме Ростовых — тело инородное. Воспи­танница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье, завер­шает галерею семьи Ростовых.

Княжна Марья, как и Наташа Ростова, — представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. Образ этот необыкновенно сложен. По художест­венной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Нравственная чистота, сила характера, женственность выделяют княжну Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Тол­стой делает этот образ, несмотря на его сложность и противоречивость, необыкно­венно поэтичным, цельным, законченным, обаятельным. Княжна Марья — художест­венное воплощение толстовского идеала женственности.

Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершен­ствованию, к нравственному поиску. Люби­мые герои Толстого меняются, нелюби­мые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во мно­гом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы застыв­шей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев ав­тор использует повторяющиеся детали; так, много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодо­вольное лицо князя Василия, кудри красав­ца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. В отличие от нелюбимых лю­бимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красо­той. Они способны к самосовершенствова­нию, к нравственным, духовным исканиям, склонны к самоанализу.

Важным для раскрытия психологии ге­роев является для Толстого их отношение к другим персонажам, способность от­речься от себя ради другого, по-каратаевски, разлившись  маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, дружбе, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от этих ценностей. На­пример, семья Курагиных, которую и се­мьей назвать сложно. Ведь их объедине­ние лишено, по выражению С. Бочарова, той «родовой поэзии», которая свойствен­на семьям Ростовых и Болконских, где от­ношения строятся на любви и самоотдаче. Курагиных объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно упомянуть нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к до­чери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и дети — «обуза его существования»). Мож­но также вспомнить о бездетной хозяйке светского салона Шерер и о слезах рас­троганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом ис­пытывает).

Любимые герои Толстого — плоть от пло­ти природы. Все, что происходит в приро­де, находит отклик в их душах. Героям от­крывается их «собственное» небо, с кото­рым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.

Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое помогает выявить у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприя­тия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спек­такле, показанном сквозь призму воспри­ятия Наташи.

Лучшие представители дворянства (и сре­ди них Наташа Ростова и княжна Ма­рья) — щедро одаренные натуры. Им свойственна прежде всего гуманность, подлинный патриотизм, высокая мораль. В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом большая заслуга Толстого.

Печать Просмотров: 13027
Версия для компьютеров