Образы русских женщин в романе «Война и Мир»

Огромная слава Льва Толстого давно пе­решагнула границы нашей страны. Его зна­ет весь мир. Недаром Горький писал: «Не зная Толстого, Достоевского, нельзя счи­тать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В чем причина непреходящего интереса к роману? Что заставляет обращаться к нему людей разных наций, далеких от его героев и его времени, и по социальной системе. Мы не устаем повторять, что равного в ли­тературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили писателю показать жизнь цело­го народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. На страницах романа оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и го­рестями, исканиями и заблуждениями, лю­бовью и ненавистью, с победами и пораже­ниями - творческие искания Толстого все­гда были связаны с жизнью.

Герои «Войны и мира», как положитель­ные, так и отрицательные, относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворян­ства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему чертами: парази­тизмом, безнравственностью, невежеством, полной отчужденностью от народа. Заслуга писателя в том, что он, беспощадно критикуя дворянское общество, показал и немного­численные семьи лучших аристократов, в том числе и просвещенную их часть (Бол­конские и Безуховы).

Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у Толстого образы положительные облада­ют именно чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столк­новении с «большим миром», который Тол­стой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Толстой подчеркивает, что каждый его герой — по­рождение среды, плоть от плоти ее, и каж­дый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины. Это богатая, щедро ода­ренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Рос­товых, как и Болконских (и среди них Ма­рия Болконская) резко выделяются среди обычных дворянских фамилий. Ростовы подобны тем семьям, из которых выходили жены декабристов и многие другие пере­довые люди XIX века. Уклад жизни Росто­вых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостнос­тью, умением стойко переносить страда­ния, легко идти на жертвы - не напоказ, а со всей душевной широтой. Самая яркая черта в Наташе — это поэтическое миро­ощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто ее окружает.

Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так от­четлив контраст между ней и «светом». Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказы­вается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Ана­толием Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. На­таша — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют ни­какие предрассудки, руководит ею серд­це. Наташа — это пленительный образ русской женщины. Одинокой, чужеродной чувствует себя она среди столичных арис­тократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сест­ра Элен. После тяжелой болезни, явив­шейся результатом душевных потрясе­ний, Наташа вернулась к жизни обновлен­ной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.

Наташа принимает активное участие в событиях 1812 года. Широта, независи­мость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таковы черты, на­полняющие этот образ. Он пленял совре­менников и пленяет нас.

Особняком стоит в семье Ростовых Ве­ра — старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьев и сестры, она в доме Ростовых — тело инородное. Воспитанница Соня, полная самоотвер­женной и благодарной любви ко всей се­мье, завершает галерею портретов семьи Ростовых.

Так же, как и Наташа Ростова, княжна Ма­рья — представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX ве­ка. Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толсто­го. Нравственная высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей миро­вой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречи­вость, необыкновенно поэтическим, цель­ным, законченным, обаятельным. Княгиня Марья — художественное воплощение тол­стовского идеала женственности.

Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиня Марья, как правило, щедро одаренные натуры. Они выделяются из среды своего класса преж­де всего гуманностью, подлинным патри­отизмом, высокой моралью. В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом большая заслуга Толстого.

Печать Просмотров: 10044
Версия для компьютеров