Общая характеристика романа И. А. Гончарова «Обломов»

Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» нужно иметь в виду, что­бы правильно понять, о чем это произведе­ние. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего романа», тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9-й главы первой его части. «Сон» является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство — перерыв в писа­нии романа для участия в научной и неглас­но дипломатической экспедиции на Даль­ний Восток на фрегате «Паллада» в каче­стве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосвет­ного путешествия очерковая книга «Фрегат «Паллада» (завершена одновременно с ро­маном в 1858 году) оказала существенное влияние на реализацию замысла романа «Обломов». Герой книги, сам автор, изоб­ражен как путешествующий Обломов. Кру­госветное плавание, международные свя­зи, дух прогресса, дух торговли и империа­лизма — все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завер­шить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздуш­ном пространстве барства и рабства, бю­рократического бездушия и эгоистического делячества.

В «Сне Обломова» есть характерная де­таль — отношение господ к знаниям и обу­чению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. «Сну» предшествует эпи­зод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произ­носит фразу: «Другие не хуже нас, да пере­езжают», которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключи­тельность: «Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Сло­ва Захара — результат воздействия петер­бургской жизни, потрясение основ обло­мовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше не­благодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в «умст­венном» плане преобразований в имении «определил ему особый дом, огород, от­сыпной хлеб, назначил жалованье». То есть Обломовка — это торжество крепостничес­ких отношений.

В первой части романа мало действия (Об­ломов лежит на диване и отказывает визите­рам, зовущим в Петергоф), но в ней «сверну­та» эволюция героя: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансио­не: служить не смог, хотя исключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путе­шествии для созерцания шедевров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчер­кивает вредность фольклора при таком вос­питании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображе­ние обитателей Обломовки эпически (в духе Гомера или наших былин) гиперболизирова­но, таким же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спя­щий, он еще богатырь.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необ­ходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план ре­форм в Обломовке, выражающий инфан­тильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные За­хары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отли­чие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обло­мов, уже имеющий все благодаря происхож­дению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту кри­тику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма — буржуазная деловая жизнь Петер­бурга, поэтому он не критикует ее.

Во второй части романа описывается рус­ско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла силь­ная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, де­ятельный разночинец.

Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика 06-ломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживае­мая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный обществен­ный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, «лишнего человека», имевшего в прошлом, но утра­тившего ныне идеалы патриотического слу­жения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего поме­щичья праздность, возведенная в идеал и раз­рушающая личность. При этом во всем рома­не автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение обществен­ного неустройства.

Итак, первая часть обрисовала обломов­щину, вторая часть объяснила ее. Герой ре­шил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстриро­вал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. Вторая часть кончается летним объяснением в любви, третью часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского «романа». Ведь любовь дворянина двой­ственна: отвлеченно-романтическая, це­ломудренно-духовная — к дворянке, невес­те, ровне, и грубо чувственная «барская» страсть к простолюдинке — экономке, на­ложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь — дом на Выборгской. И опять вернемся к компози­ции романа (очень стройной и логичной): первая часть с одним героем — Обломов как таковой, во второй и третьей — сопос­тавление его со Штольцем (дворянин и раз­ночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В четвертой части Обломов попа­дает в новую социальную среду и новую Обломовку — мир средних чиновников и го­родского мещанства. И здесь живут дея­тельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия.

В «Сне Обломова» крестьянский труд да­ется фоном, здесь — крупным планом, но не крестьянский. С огромной художест­венной силой Гончаров воспроизводит по­эзию и моральность женской самоотвер­женности в заботах о семье, женский до­машний труд.

Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской «Женить­бы», а отчество — у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей ли­тературы и получил дворянское воспита­ние. Самоотверженность деятельных про­столюдинок (Пшеницыной и жены Заха­ра — Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин — это две стороны патриархального идеала Обломовки. Нео­сознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.

В последней части романа герой прояв­ляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы ви­дим две семейные «идиллии» — Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена сво­им браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

Печать Просмотров: 6166
Версия для компьютеров