Общая характеристика романа И.А. Гончарова «Обломов»

Два обстоятельства истории написания романа «Обломов» надо иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом ро­мана в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего романа», тем не менее в окончательном тексте она заняла место главы 9 первой его части. «Сон» является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство — перерыв в работе над романом, связанный с участием Гончаро­ва в научной и (негласно) дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга «Фрегат «Паллада» (завершена одновремен­но с романом в 1858 году) оказала суще­ственное влияние на реализацию обло­мовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание дало возможность писателю ощутить дух прогресса, победную поступь «торговли и империализма» — все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения при изображении своего героя — Обломова и помогло завер­шить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздуш­ном пространстве барства и рабства, бюро­кратического бездушия и эгоистического делячества.

В «Сне Обломова» есть характерная де­таль — отношение господ к знаниям и обу­чению барчонка. Для них это неприятная не­обходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. «Сну» предшествует эпизод о несостоявшемся переезде Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу: «Другие не хуже нас, да переезжа­ют», которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключитель­ность: «Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни голода, ни холода никогда не тер­пел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Слова Заха­ра — результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что ба­рин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в «умственном» плане пре­образований в имении «определил ему осо­бый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье», т. е. Обломовка — это торжест­во крепостнических отношений.

В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает ви­зитерам, зовущим в Петергоф), но в ней да­на эволюция Обломова: детство с идеей ис­ключительности, обучение в пансионе. Но служить  не смог,  хотя  исключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путе­шествии для созерцания шедевров, а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчерки­вает вредность фольклора, т. е. народного духа, в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпичес­ки (в духе Гомера или наших былин) гипербо­лизировано, таким же представлен и дремлю­щий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который уничтожает все эти качества. Обломов не испытывает необ­ходимости развивать в себе положительные черты. Об этом свидетельствует его «мыс­ленный» план реформ в Обломовке, выража­ющий инфантильность, архаичность и кон­серватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные Захары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему увидеть отрицатель­ные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стрем­лением к личному преуспеванию путем тру­да, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво пытается понять смысл труда, смысл и сти­мулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает иде­ал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма — буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Вторая часть романа посвящена описанию русско-немецкого воспитания Штольца, борьбе двух национальных начал, так ска­зать, у его колыбели. Случайно из нее воз­никла сильная и гармоничная личность (рус­ская мать и педантичный немец-отец). Не­смотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный и жесткий.

Во второй части автор поднимает вопрос о путях прогресса русского общества. Об­ломов убежден в отсутствии в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, что поддерживается его идеалом идилличес­кой Обломовки, а это придает последней актуальный общественный смысл. Такая позиция Обломова заставляет видеть в нем дворянского интеллектуала, «лишнего че­ловека», имевшего в прошлом, но утратив­шего ныне идеалы патриотического служе­ния родине.

Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозначая комплекс причин, вызвавших пара­лич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещи­чья праздность, возведенная в идеал и разру­шающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя; это следствие влияния всего общественного на­строения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, первая часть обрисовала обломов­щину, вторая — объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее его. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчивается «летним» объяснением в любви, третью часть заключают «осеннее» затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломов­ского «романа». Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная к дворянке-невес­те — ровне и грубо чувственная, «барская» страсть к простолюдинке — экономке, на­ложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой; теперь — дом на Выборгской. И опять вернемся к компози­ции романа (очень стройной и логичной): первая часть — с одним героем — Обло­мов как таковой, вторая и третья части — сопоставление его со Штольцем (дворя­нин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В четвертой части Об­ломов попадает в новую социальную сре­ду и новую Обломовку — мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархаль­ная, идиллия.

Во «Сне Обломова» крестьянский труд представлен издали, здесь — крупным пла­ном, но не крестьянский. С большой художе­ственной силой Гончаров воспроизводит поэзию и жертвенность женских забот о се­мье, женского домашнего труда.

Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гон­чаров взял из гоголевской «Женитьбы», а от­чество — у своей матери, которая рано ов­довела, стала жить в доме барина, где буду­щий классик русской литературы и получил дворянское воспитание. Самоотвержен­ность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара — Анисьи) соседству­ет с себялюбивой пассивностью мужчин — это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинар­ного искусства) во имя благополучия новой Обломовки.

В последней части романа герой проявля­ет новые черты характера: решается всту­пить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные «идиллии» — Обломова и Штоль­ца. Но Ольга не удовлетворена своим бра­ком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизи­рованный быт обречен.

Печать Просмотров: 15359
Версия для компьютеров