Общее и отличительное во взглядах Андрея Болконского и Пьера Безухова

Чернышевский указывал, что особенностью реализма Толстого является изображение им внутреннего психологического процесса че­ловеческой жизни, «диалектика души» чело­века. Толстой большое внимание уделяет внутренней жизни героев. Его герои пытают­ся ответить на вечно существующие вопро­сы: «Что такое добро и зло? Зачем я живу и кто я такой? В чем смысл жизни человека?» Надо пережить большую душевную драму, перепробовать себя на самых разных попри­щах, ошибаться, падать и вновь возрождать­ся, чтобы в конце концов прийти к гармонии жизни. Толстой рисует своих героев в опре­деленной среде, в определенную эпоху, по­казывая как эта среда, это окружение влияют на мировоззрение людей.

Мы знакомимся с Андреем Болконским и Пьером Безуховым в салоне Шерер и тут t же замечаем общее, что роднит их и выделя­ет из светского общества. Оба дворяне по происхождению. Их отцы хорошо знают друг друга, когда-то вместе служили, может быть, здесь и кроются истоки их дружбы. Но свет­ское общество по-разному к ним относится. Князь Андрей Болконский — свой, равный, если не по взглядам, то по происхождению. А Безухова приветствуют лишь наклоном го­ловы, ведь он незаконнорожденный. Андрей большую часть прожил в имении у своего от­ца. Там его семья. Пьер Безухов только что вернулся из Парижа, где заканчивал свое об­разование. Отличаются они и по внешнему виду. Князь Андрей — светский человек. Он одет по последней моде, у него великолеп­ное французское произношение, тихая мед­ленная походка и вселенская скука в глазах. Пьер же толст, огромен и неуклюж, он очень мало походит на светского щеголя. Андрей старше Пьера, но им нравится общество друг друга. Князь Андрей предстает перед нами вполне зрелым человеком, чего не ска­жешь про Пьера Безухова. Становление это­го героя происходит все семь лет романной жизни. При встрече князь Андрей говорит Пьеру о неудовлетворенности той жизнью, которую он ведет. «Эта жизнь, которую я ве­ду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит князь Андрей. Попробуем проследить, о чем говорили князь Андрей и Пьер Безухов после того, как покинули салон. Сначала вроде идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере и женитьбе Пьера. Но Толстой уже здесь раскрывает внутренний мир Андрея, говоря, что «князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами о вечном мире». Значит, его интересует дру­гое. Что же? Речь заходит о войне, и князь Андрей высказывает свои взгляды. Андрей жаждет славы, верит в Наполеона и хочет подражать ему. Пьер в это время тоже восхи­щается Наполеоном, ошибочно видя в нем вождя революционной Франции.

После встречи у Шерер дороги Андрея и Пье­ра ненадолго расходятся. Князь Андрей посту­пает на службу в штаб главнокомандующего.

Он мечтает свершить подвиг, чтобы его заме­тили. В Аустерлицком сражении, ведя солдат в бой, он был замечен, даже тем же Наполео­ном, которым он раньше так восхищался. Но теперь это уже не главное для Андрея. Раненый, он видит голубое высокое небо и начинает понимать, что счастье в нем самом. Он думает о родных, которые остались дома. Разочаро­вавшись в военной карьере, так и не найдя на войне смысла жизни, Болконский возвращает­ся домой.

Что же делает в это время Пьер? У него жизнь проходит в забавах и кутежах в компа­нии Курагина. Умирает старый граф Безухов, отец Пьера, и делает незаконнорожденного сына своим единственным наследником. Пьер получает богатство и титул. Его замеча­ют в свете, теперь он желанный гость всех са­лонов и домов. Он женится на самой красивой женщине — Элен Курагиной, которая при всей ее красоте оказывается глупой и пустой осо­бой. Теперь уже Пьер начинает задумываться над смыслом жизни, искать ответы на вечные вопросы. Он проводит ряд преобразований, чтобы облегчить жизнь своим крепостным, но остается непонятым крестьянами, многие из них считают его попросту глупцом. Чтобы понять народ и быть понятым им, Пьеру еще надо будет пожить среди этого народа, прой­ти вместе с ним через весь ужас войны.

Князь Андрей, вернувшись с войны, полу­чает еще один удар — умирает жена, оставив ему маленького сына. Потрясенный этой трагедией, Андрей заживо хоронит себя в деревне. Он теперь пробует, как и Пьер, за­няться улучшением жизни крестьян. Пьер приезжает в Богучарово и застает Андрея совсем подавленным. Между ними происхо­дит еще один важный разговор. Андрей ви­дел Аустерлиц, видел бессмысленность, же­стокость убийства. Он опустошен, все его мечты и надежды рухнули. У Пьера, наобо­рот, душевный подъем: он увлекается масон­ством и считает, что познал истину. Пьер по­началу не понимает причину несчастья Анд­рея. Речь заходит об убийстве, можно ли убивать вообще? Князь Андрей после войны считает, что есть люди, которых можно уби­вать, так как они сами убивают. Пьер напуган этими словами и советует жить по Божьим заповедям: поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы люди относились к те­бе. Андрей считает, что в жизни надо стре­миться к счастью, а счастье — это отсутствие угрызений совести и болезней. Чтобы отвлечь друга, Пьер рассказывает ему о масон­стве. Князь Андрей вслушивается в слова Пьера, но видит дальше масонской филосо­фии. Слова Пьера открывают для него новый путь. Андрей смотрит вверх, видит такое же высокое и вечное небо, как то, в которое он смотрел при Аустерлице, и вот тут-то на него и нисходит откровение. Уже во второй раз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мироздания. «Свидание с Пьером бы­ло для князя Андрея эпохой, с которой нача­лась во внешности, и та же самая, но во внут­реннем мире его новая жизнь».

В Отрадном Андрей знакомится с Наташей, весь облик которой его завораживает. В ней столько энергии, радости жизни, что ему не­вольно хочется и самому испытать нечто по­добное. Теперь уже князь Андрей считает, что жизнь в 31 год не заканчивается, а только начинается. Болконский уезжает в Петер­бург. Там он встречается с новыми людьми, участвует в работе правительственных ко­миссий. Князь Андрей стремится принести пользу отечеству, но вся его работа оказыва­ется праздной. Андрей возвращается к Ната­ше, но та увлеклась Анатолем Курагиным и дала себя уговорить на побег ее из дома. Гордый князь Андрей не может простить ей этот поступок. Когда французские войска вторгаются в Россию, он снова уходит на войну.

Идет воевать и Пьер. Продав свое имение, он направляет деньги на формирование пол­ка. Ему тоже пришлось пройти через войну, как и Андрею. Пьер живет среди солдат, спит с ними бок о бок, также, как и они, голодает. Там он знакомится с Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учи­телем. Пьер многое вынес и многое понял. Ему суждено было еще раз увидеться с кня­зем Андреем? но эта встреча стала послед­ней. Разговор между ними шел о войне. Оба понимали, что ожидающее русские войска сражение — решающее, в котором они долж­ны победить любой ценой. Пьер со страхом смотрит на непохожего на самого себя, оз­лобленного, то и дело срывающегося на крик князя Андрея, который предлагает не брать пленных. Но в Бородино именно князь Анд­рей не делает ни одного выстрела, а Пьер помогает солдатам на батарее Раевского. Тяжело раненный, князь Андрей надеется обрести душевный покой через постижение своего внутреннего мира. И вновь в этом ему помогает Наташа. Уже не та, прежняя, а дру­гая, но теперь она бесконечно дорога ему. Князь Андрей умирает, но перед смертью он обретает ту высшую истину, которую искал всю жизнь. Его продолжателем, как в физи­ческом, так и в духовном смысле, станет его сын Николенька.

Пьеру еще предстояло изведать земное счастье. После того как умерла Элен, он сча­стливо женился на Наташе. На примере их брака Толстой показал модель семьи, к кото­рой надо стремиться.

На протяжении всего того времени, кото­рое отпущено им в романе, герои ищут отве­ты на важные жизненные вопросы, пытаются понять смысл человеческого существования на земле. Болконский считает, что жить надо для себя. Счастье для Пьера заключается в том, чтобы приносить пользу другим. Пьер считает несправедливостью, что есть зло для другого человека. Каждый герой нашел свое счастье и свое понимание жизни.

Закончить я бы хотела словами Толстого: «Живой человек тот, который идет вперед, туда, где освещено... впереди его двигаю­щимся фонарем, и которой никогда не дохо­дит до освещенного места, а освещенное место идет впереди него. И это жизнь. И дру­гой нет». Человек должен постоянно искать себя, свое место в жизни. И пока он это ищет, будет жить.

Печать Просмотров: 43851
Версия для компьютеров