«Очарованный странник» Н. С. Лескова

Удивительный русский писатель Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник» создает совершенно осо­бый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ . Это Иван Северьянович Флягин, «очаро­ванный   странник».

У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь неисчерпае­ма. Широкая душа странника уживает­ся абсолютно со всеми — будь то ди­кие киргизы или строгие православные монахи.

Он настолько коммуникабелен, что со­гласен жить по законам тех, кто его при­нял. По мусульманскому обычаю он име­ет несколько жен. Жестокую «операцию», которую с ним проделали татары, прини­мает как должное. В монастыре он не только не ропщет на то, что в наказание его заперли на все лето в темном погре­бе, но даже умудряется найти в этом ра­дость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищ и навещали».

Но, несмотря на такую уживчивую на­туру, он нигде не задерживается надол­го. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому скитается по миру и не может найти себе  пристанища.

То это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тог­да, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей. А столь частая смена мест обитания и неумная тяга к странст­виям Флягина объясняются вовсе не не­довольством жизнью, а, напротив, жаж­дой испить ее до последней капли.

Флягин настолько открыт жизни, что она сама несет его, а он с мудрой по­корностью следует её течению. Но это не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы.

Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он от­крыт и честен, вознаграждает его за это и хранит.

Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от ги­бели, удерживая коней на краю пропасти, цыган вынимает его из петли, он одержи­вает верх в поединке с татарином,  бежит из плена, спасается от пуль во время войны.

Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «боль­шой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет».

На его совести — смерть монаха, та­тарина и цыганки Груши. Он без зазре­ния совести бросает своих детей от та­тарских жен, его «искушают бесы». Но ни один из его «греховных» поступ­ков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды.

Смерть монаха — результат несчаст­ного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, сознавая, что соверша­ет убийство...

Понимая неминуемость смерти цы­ганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша.

У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда чес­тен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаива­ет, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков.

Флягин наивен и прост, как младе­нец, но когда он борется с несправед­ливостью и злом, он может быть реши­тельным и даже жестоким. За истяза­ние птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам получает суровое наказание.

Ему «за народ очень помереть хочет­ся», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым родители не в силах расстаться. Флягин необыкновенно ода­ренный человек, для него нет ничего не­возможного. Тайна его силы, неуязви­мости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он го­тов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути. Флягин — само проявление жизни. Он естествен как трава, дерево, птицы, звери.

И вместе с тем, это чисто русский ха­рактер. Ни у какого другого народа нет

Печать Просмотров: 6611
Версия для компьютеров