Основные мотивы в лирики М. Ю. Лермонтова

Белинский назвал Лермонтова поэтом, в ко­тором выразился исторический момент рус­ского общества. И в самом деле, в своем творчестве Лермонтов, как никто другой, от­разил идеи и настроения молодежи 30-х го­дов XIX века.

Ранняя лирика Лермонтова полна размыш­лений об изменчивости музы, о пламени вдох­новения, о трагическом положении поэта. Ей присущ особый голос, который отличает Лер­монтова от других поэтов. Чаще всего в тоне этого голоса звучат музыка и грусть, поэт бро­сает вызов судьбе, ощущает горечь потерь и признается в любви к родине. Художествен­ный мир Лермонтова насыщен пафосом сво­боды. Герой его стихов — романтик. Он внут­ренне свободен, хочет изменить существую­щий порядок и бунтует против него, но не находит понимания у окружающих и потому несчастен. Исповедь такого романтического героя, с которым поэт, несомненно, отожде­ствляет себя, изложена в стихотворении «Рус­ская мелодия»:

В уме своем я создал мир иной

И образов  своих существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья...

В этом стихотворении выразился еще один мотив, более характерный для лирики послед­них лет жизни Лермонтова, — поэт как бы предчувствует свой трагический конец: ...

И звук внезапно струны оборвет,

И слышится начало песни! — но напрасно! —

Никто конца ее не допоет!..

В 1836 году Лермонтов с гневом и болью пишет стихотворение «Смерть Поэта». Лер­монтов бичует «завистливый и душный свет» «палачей свободы», «жадною толпой стоящих у трона». Он противопоставляет им «восстав­шего против мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщенью. Близко по духу к стихотворению «Смерть Поэта» стихотворе­ние «Дума». Здесь слышатся раздумья о судь­бах отдельных людей и всего народа. Герой стихотворения, человек мужественный, вы­носит обвинительный приговор поколению. Сначала он говорит об отцах, прославленных своими победами, но не свободных от оши­бок. Далее о детях — лермонтовском поколе­нии. Они вместо того, чтобы творить, умно­жать славу страны, интригуют, безумно тра­тят время на пиры да забавы, клевещут друг на друга. Далее — внуки. Они-то и потребуют отчета.

Одним из ведущих в лирике Лермонтова яв­ляется мотив природы. Роль природы в стихах несколько меняется по мере развития и углуб­ления творчества поэта. Если в ранней лирике пейзаж служил лишь созданию и поддержанию романтического ореола вокруг личности ге­роя, то в более поздних произведениях обра­щение к нему дает повод для философских размышлений и обсуждения актуальных про­блем. Мотив природы с явно ощутимой нос­тальгической ноткой звучит в стихах на кавказ­скую тему:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В этот период в стихах ясно слышится патриотический мотив («Ро­дина», «Прощай, немытая Россия...», «Выхо­жу один я на дорогу...»). Россия у Лермонто­ва многолика и противоречива: обильная и нищая, обездоленная в настоящем и живу­щая надеждой на будущее. В стихотворении «Родина» собраны приметы крестьянской, деревенской России. Лермонтов пришел к той же мысли, что и декабристы: народ яв­ляется главной движущей силой истории. Лермонтов был духовно близок декабрис­там, потому в стихотворении «Прощай, не­мытая Россия...» звучит нота безысходности: есть господа и есть рабы, но нет России, а в поисках свободы можно укрыться лишь за стеной Кавказа:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы,  мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

В стихотворении «Выхожу один я на доро­гу...» слышится чувство отчуждения и одино­чества, поэт философски обобщает частные явления. Но здесь пейзаж тоже напоминает о России, а желание отстраниться от мира ра­бов и господ выглядит как попытка к бегству из настоящего в будущее, как заветное жела­ние очутиться среди потомков, когда сбудут­ся мечты и надежды лучших людей поколения Лермонтова. К патриотической лирике можно отнести и стихотворение «Бородино», где воспеваются победы отцов.

Мотив взаимоотношений поэта и поэзии слышится в стихотворениях «Поэт» и «Про­рок». Автор сожалеет о том, что современни­ки перестали понимать простой и гордый язык поэта. «Пророк» — это рассказ о судьбе поэта-пророка, который становится объек­том мести за то, что он отличается от совре­менников.

Тема любви у Лермонтова звучит с нотка­ми скорби и одиночества. Лирический герой не верит в чистую и искреннюю любовь в со­временном ему обществе. Чаще всего Лер­монтов пишет о неразделенной любви, об измене женщин. Любовь не приносит поэту радости:

Мгновение вместе мы были,

Но вечность — ничто перед ним,

Все чувства мы вдруг истощили,

Сожгли поцелуем одним;

Прости! — не жалей безрассудно,

О краткой любви не жалей:

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!

Хотя почти всю лирику Лермонтова прони­зывает чувство горечи, утраты и одиночества, поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух стихов, их лиризм, глубина заключенной в них мысли, их удивительная музыкальность и потрясающее совершенство ставят Лер­монтова в ряд великих поэтов.

Печать Просмотров: 14764
Версия для компьютеров