Отношения народа и государства в романе «Петр Первый»

Проблема взаимоотношений народа и государства - это вечная проблема Рос­сии Конечно же, выдающийся литератор А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной

А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый пери­од нашей истории, когда проблема взаи­моотношений народа с властью приобре­ла небывалую остроту. В этом плане пра­вомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыс­лить прошлое значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха петров­ских реформ коренных преобразований жизни России начала XVIII века как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы. Воплощением творчес­кого замысла А. Н. Толстого стал истори­ческий роман «Петр Первый».

Эта тема возникает буквально на первых страницах романа. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ рус­ский не мыслит себя отдельно от Отечест­ва, будущее страны - это и его будущее. Все ждут перемен, уверены в их неизбеж­ности но боятся их Народ не знает, с кем и куда ему идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей судьбы Сторонни­ки царевны Софьи умело настраивают про­стых людей против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвее­ва оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность борь­бы задерганных неразберихой людей, страшащихся будущего.

Растет молодой царь, растет и недо­вольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Простолюдин Алексашка Мен­шиков становится главным его помощни­ком. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает реформы. Он действует жестоко даже слишком ре­ализует свои замыслы без учета мнения народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русским, и народ стихийно протес­тует Таким протестом явился стрелецкий бунт. Причиной его стало прежде всего не­понимание политики царя неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жес­токая расправа над стрельцами служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает ре­форм, проводимых государством, это все­гда оборачивается насилием, жестокос­тью, кровью.

Совсем иная сторона этих взаимоотно­шений предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, спо­собность принести себя в жертву на благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Петр сливается со своей армией. Он помо­гает своим солдатам тянуть пушки и по­возки во время переходов, находится в са­мой гуще сражения. Царь служит простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ — единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы рус­ская армия разбивает непобедимые кор­пуса шведов. И устами царя именно на­род дает гневную отповедь фельдмарша­лу О'Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособнос­ти в русском воинстве. Сцена осады Нар­вы демонстрирует полное единение влас­ти с народом, приведшее к окончатель­ной победе. И глубоко символично, что именно Меншиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позво­лившую взять казавшуюся неприступной крепость.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр ре­шает строить здесь новую столицу. Строи­тельство Петербурга потребовало колос­сальных сил и напряжения всех людей. Ос­новная трагедия в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь ору­дие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страдани­ями, гибелью сотен людей, новым проти­востоянием. Власть снова не находит ино­го средства реализации своих планов, кро­ме насилия. Петербург растет на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против про­извола властей, вседозволенности, отно­шения к людям как к винтикам государст­венной машины.

Отношения между народом и государст­вом в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их в многообразии, во всей сложности. Автор романа «Петр Первый» решает для себя проблему этих взаимоотношений одно­значно — он отрицает насилие государ­ства над народом, чем бы оно ни оправды­валось.

Печать Просмотров: 8456
Версия для компьютеров