Отражение этических и эстетических идей декабризма в комедии «Горе от ума»

«Горе от ума» — социально-полити­ческая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни по­сле Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того време­ни: о государственной службе, крепо­стном праве, просвещении, воспита­нии, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Комедия Грибоедова показала при­чины возникновения декабризма; кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разре­шаются автором также, как решали их декабристы.

В этом произведении, как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.

Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения XVIII века и романтизма и получила название «гражданский ро­мантизм». Этика, то есть нравствен­ные законы, обязывала героев произ­ведений декабристов воспринимать общественное как свое личное, зани­мать, как мы сейчас говорим, актив­ную гражданскую позицию. Таков, на­пример, герой одноименной поэмы Рылеева Войнаровский. Таков лири­ческий герой «Послания Приклонскому» Раевского, который восклицает: «Для пользы ближнего жить — слад­кая мечта».

В один ряд с этими образами можно поставить и Чацкого, героя комедии «Горе от ума». Остроумный, красно­речивый, Чацкий зло высмеивает по­роки общества. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал, а направ­ленность речей во многом схожа с идеями произведений поэтов-декаб­ристов. Вспомним знаменитый моно­лог Чацкого «А судьи кто?» В этом мо­нологе Чацкий, а вместе с ним и ав­тор, высмеивает дворян, живущих по канонам XVIII века, черпающих знания из «забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Чацкий обличает

и крепостников, продающих и меняю­щих людей на псов. Очень показате­лен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту «и жизнь и честь его спасали».

В другом монологе («Французик из Бордо...») Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному, особен­но французскому.

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как герой не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценических персонажей, которых можно причислить к союзникам глав­ного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать», это профессора Петербургского педаго­гического института, это племянник княгини Тугоуховской князь Федор — химик и ботаник.

Образ Чацкого не только воплощает этику и эстетику декабристов, но име­ет много общего и с реальными исто­рическими лицами.

Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев.

Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым, написавшим «Филосо­фические письма», за которые был су­рово наказан — объявлен сумасшед­шим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский.

Комедия «Горе от ума» была создана за год до восстания декабристов и как бы предвосхитила события на Сенат­ской площади.

Наследуя традиции Фонвизина, Гри­боедов придал комедии гражданст­венное звучание, поднял образ резо­нера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жа­нров. Можно сказать, что вместе с комедией «Горе от ума» родилась на­циональная драма. И русская драма­тургия, включая пьесы Гоголя, Ост­ровского, Чехова, унаследовала мно­гие достижения великого драматурга Грибоедова.

Печать Просмотров: 6273
Версия для компьютеров