Пьер Безухов в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир»

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера — это путь откры­тий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Он — натура эмо­циональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рас­сеянность, слабость воли, отсутствие ини­циативы, исключительная доброта. Главная черта героя — искание успокоения, согла­сия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями серд­ца и приносила бы моральное удовлетво­рение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гос­тиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: «массив­ный, толстый молодой человек, с умным и вместе с тем робким, наблюдательным и ес­тественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной».

В душе Пьера постоянно идет борьба: вну­тренняя, нравственная сущность героя про­тиворечит образу его жизни. С одной сторо­ны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер — поклонник Руссо, Монтескье, увлек­ших его идеями всеобщего равенства и пе­ревоспитания человека, С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатери­нинский вельможа граф Безухов.

Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни ге­роя. Но Пьер все больше осознает, что на­стоящей семьи у него нет, что жена его — безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим со­бой. Именно так и бывает с подлинно нрав­ственными людьми. За свою неустроен­ность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время поединка, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схва­тился за голову и, повернувшись назад, по­шел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он, мор­щась». Глупо и ложь — это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, осо­бенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он пережи­вает душевный кризис: это сильное недо­вольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на но­вых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожи­даясь на станции лошадей, задает себе трудные («вечные») вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненави­деть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Здесь он встречает масона Баздеева. В мо­мент душевного разлада, который пережи­вал Пьер, он представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Пьеру предла­гают путь нравственного совершенствова­ния, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очище­нии для Пьера, как и для Толстого в опреде­ленный период, заключалась правда масон­ства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, со­ставляет проект, в котором призывает к дея­тельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире. Од­нако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в осно­вательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве сред­ство расширения своих светских связей, что их — этих ничтожных людей — интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принима­ет участие в Бородинском сражении. Пей­заж Бородинского поля перед началом бит­вы (яркое солнце, туман, дальние леса, зо­лотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия про­исходящего. Через его восприятие Толстой передает свое понимание решающих в на­родной, исторической жизни событий. По­трясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопо­жертвованию.

В то же время нельзя не отметить наив­ность героя: принятое им решение убить На­полеона. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благо­родные поступки: спасает девочку из горя­щего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В от­ношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравствен­но-эстетический критерий прекрасного в че­ловеке: Толстой находит его в слиянии с на­родом и природой.

Решающей для Пьера становится встреча с солдатом, бывшим крестьянином Плато­ном Каратаевым, который, по мнению Тол­стого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, его мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек со­творен для счастья, что счастье в нем са­мом, в удовлетворении естественных че­ловеческих потребностей...» Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: «...он искал этого в филант­ропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопо­жертвования, в романтической любви к На­таше; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его». И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.

Самое существенное в Каратаеве — вер­ность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной прав­де. Какое-то время этому следует Пьер. В характеристике душевного состояния ге­роя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое за­ключается в полной душевной свободе, спо­койствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств.

Однако, испытав на себе влияние филосо­фии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не спо­собен был принять жизнь без поисков. По­знав правду Каратаева, Пьер в эпилоге ро­мана уже идет своим путем. Его спор с Ни­колаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. «Деятельная добро­детель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объеди­нение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уво­дит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С воз­мущением говорит Пьер о реакции, насту­пившей в России, об аракчеевщине, воровст­ве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решитель­но выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве об­щества остается путь нравственного само­совершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Ната­шей), истинный патриотизм, желание сде­лать общество более справедливым и че­ловечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судь­бах писателя и его любимых героев: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять на­чинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная под­лость».

Печать Просмотров: 6816
Версия для компьютеров