Пьер Безухов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Жизнь великого русского писателя Л. Н. Тол­стого была наполнена постоянными нравствен­ными исканиями, а его жизнь проходила в бес­конечной душевной борьбе. Всю жизнь Толстой повторял одну и ту же молитву: «Господи! На­учи меня жить!» Задумав роман о декабристе, вернувшемся из ссылки, он понял, что для рас­крытия внутреннего мира героев ему надо вер­нуться на несколько лет назад и окунуться в ат­мосферу русского общества 1812 года. Но ра­бота с историческими книгами и архивами заставила его обратиться к 1805 году.

Своей главной задачей Толстой ставил рас­крытие внутренней жизни героев. «Люди, как реки...», — говорил он, подчеркивая этим срав­нением необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни. Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непре­рывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы народа. В образ Пьера, который по первоначальному замыслу должен был стать декабристом, Толстой вло­жил лучшие черты своей души. Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпо­хой 60-х годов XIX века: «Что делать? Чему по­святить жизнь?»

Жизнь Пьера — это путь открытий и разочаро­ваний, путь кризисный и во многом драматичес­кий. Пьер — натура эмоциональная. Его отлича­ют ум, склонный к мечтательному философство­ванию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя — искание успокоения, согласия с самим собой, поиски образа жизни, который гармонировал бы с потребностями сердца и приносил бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гости­ной Анны Павловны Шерер. Писатель обраща­ет наше внимание на облик вошедшего: «мас­сивный, толстый молодой человек... с умным и вместе робким, наблюдательным и естествен­ным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной».

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, при этом внутренняя, нравст­венная, сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благо­родных, свободолюбивых помыслов, истоки ко­торых восходят к эпохе Просвещения и Фран­цузской революции. Пьер — поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека, С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением кото­рого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов.

Чувственное начало одерживает верх над ду­ховным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлин­но нравственными людьми. За свою неустроен­ность они считают возможным казнить только самих себя. «Взрыв» происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэ­ли, увидев лежащего на снегу раненного им про­тивника, Пьер схватился за голову и, повернув­шись назад, пошел в лес, шагая по снегу и вслух приговаривая непонятные фразы, «Глупо... глу­по! Смерть... ложь... — твердил он, морщась». «Глупо» и «ложь» — это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмыс­ленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: сильное недовольство собою и связан­ное с этим желание кардинально изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых, началах. Разорвав с женой, Пьер по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем челове­ком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он прини­мает этот путь, потому что больше всего ему нуж­но сейчас изменить свою жизнь и себя. В нравст­венном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда ма­сонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пы­тается преобразовать орден масонов, состав­ляет проект, в котором призывает к деятельно­сти, практической помощи ближнему, к рас­пространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако ма­соны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательно­сти своих подозрений насчет того, что многие члены лож искали в масонстве средство рас­ширения своих светских связей, что масо­нов — этих ничтожных людей — интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага че­ловечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Новый душевный настрой испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Боро­динском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыс­лями Пьера, вызывая у него какую-то припод­нятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Через героя Толстой передает свое понимание решающих исторических со­бытий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к само­пожертвованию.

В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступ­ки: спасает девочку из горящего дома, вступает­ся за мирных жителей, которых грабили францу­зы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется автор­ский нравственно-эстетический критерий пре­красного в человеке: Толстой находит его в сли­янии с народом и природой. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча оз­начала для героя приобщение к народу, народ­ной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных че­ловеческих потребностей...» Приобщение к на­родной правде, к народному умению жить по­могает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: «...он искал этого в филантропии, в ма­сонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в ро­мантической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его». И вот, наконец, с помощью Ка­ратаева этот вопрос разрешился.

Самое существенное в Каратаеве — вер­ность и постоянство. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер. В характе­ристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в пол­ной душевной свободе, спокойствии и умиро­творении, не зависящих от внешних обстоя­тельств.

Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поиска ее смысла. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит про­блема нравственного обновления общества. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Для этого необходимо объединение всех честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Ната­шей Ростовой) не уводит Пьера от обществен­ных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о ре­акции, наступившей в России, об аракчеевщи­не, казнокрадстве. В то же время он понимает силу народа, верите него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройст­ве общества остается путь нравственного са­мосовершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, спо­собность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и предан­ность в любви (отношения с Наташей), истин­ный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правди­вость и естественность, стремление к самоусо­вершенствованию — вот главные качества Пье­ра, позволяющие причислить его к лучшим Лю­дям того времени.

Закончить сочинение хочется словами Толсто­го, которые многое объясняют в судьбах писате­ля и его любимых героев: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, на­чинать и бросать, и опять начинать, и опять бро­сать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость.

Печать Просмотров: 25831
Версия для компьютеров