Печорин - «Герой времени», современник М. Ю. Лермонтова

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современни­ка, отразив в его образе свое время, свои идеи, свои идеалы. Пушкин в романе «Евге­ний Онегин» запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного су­ществующей действительностью, жизнь ко­торого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страст­ное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцель­ное, паразитическое существование, с дру­гой, — это трагический разлад мечты и дей­ствительности. Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего вре­мени: тургеневский Базаров, натура совер­шенно противоположная Онегину и Печори­ну, Андрей Болконский и Пьер Безухов — луч­шие представители передового дворянства из романа Л. Толстого «Война и мир». Поче­му же до сих пор споры об Онегине и Печори­не очень злободневны, хотя образ жизни в настоящее время совершенно другой. Все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волну­ет всех, независимо от того, в какое время мы живем, о чем думаем и мечтаем.

Особенно глубоким психологическим ана­лизом характеризуется центральная часть ро­мана — «Журнал Печорина». Впервые в рус­ской литературе появляется такое беспощад­ное обнажение героем своей личности. Переживания героя анализируются им же со «строгостью судьи и гражданина». Печорин говорит: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди мо­ей». Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окру­жающими. В сущности, все отношения Печо­рина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью, «на вре­мя развлекают удачей». Такова история с Бэ­лой, история победы над Мери. Похожей бы­ла психологическая игра с Грушницким, кото­рого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин рассуждает о том, что «честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье — всего лишь напы­щенная гордость».

Если А. С. Пушкина принято считать созда­телем первого реалистического стихотворно­го романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого соци­ально-психологического романа в прозе, его роман отличается глубиной психологического анализа. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическое анали­зу, не поддаваясь никаким иллюзиям и общениям. Автор показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность, эго­изм, бесплодность деятельности.

Реализм «Героя нашего времени» во мно­гом отличен от реализма пушкинского рома­на. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредо­точивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изображает всевозможные оттенки чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой еще не зна­ла литература его времени.

Многие считали Лермонтова предшествен­ником Льва Толстого, и с этим я абсолютно согласен: именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству и рече­вому стилю. Из творческого опыта Лермонто­ва исходил и Достоевский, однако раздумья Лермонтова о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности превратились у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий героев его произведений.

Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот ге­рой вечно «просит бури». Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком сво­бодна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений. Самоанализ необходим человеку, чтобы верно соотнести свою судьбу и пред­назначение с настоящей жизнью, чтобы по­нять свое место в этом мире. Отсутствие убеждений — настоящая трагедия для героя и его поколения,

В «Журнале Печорина» открывается живая, сложная, богатая, аналитическая работа разу­м а. Это доказывает нам не только то, что главный герой — фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая траги­чески одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по зем­ле без убеждений. Он говорит: «Мы не спо­собны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного на­шего счастья». Эта же мысль повторяется и у Лермонтова в стихотворении «Дума»:

Богаты мы,   едва из колыбели, 

Ошибками отцов  и поздним их умом, 

И жизнь уж нас томит,   как ровный путь без  цели,

Как пир на празднике  чужом.

Решая нравственную проблему поиска смысла жизни, главный герой его произведе­ния Григорий Печорин не смог найти приме­нения своим способностям. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чув­ствую в душе силы необъятные», — пишет он. В этой неуверенности и лежат истоки отноше­ния Печорина к окружающим людям. Он рав­нодушен к их переживаниям, поэтому, не за­думываясь, коверкает чужие судьбы. Пушкин писал о таких молодых людях: «Двуногих тва­рей миллионы для них орудие одно». Пользу­ясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь «отразил­ся век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким увидел свое по­коление Лермонтов.


Печать Просмотров: 8258
Версия для компьютеров