Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Не только в литературе, но и в обиходном языке давно и прочно сложилось такое понятие, как «Петербург Достоевского».

Федор Михайлович Достоевский хорошо знал Петербург. Здесь он учился; здесь прожил большую часть жизни; здесь происходило действие большинства его произведений. Адреса своих героев и маршруты их передвижений по городу • Достоевский часто указывал поистине с топографической точностью. Однако понятие «Петербург Достоевского» сложилось вовсе не поэтому. Ведь Петербург Достоевского — это вовсе не литературный двойник реально существующего города. Это своеобразный мир, в котором страдают от унижений и оскорблений, терзаются вопросами о смысли жизни, мечутся, гонимые обстоятельствами и внутренним разладом герои романов писателя.

В Петербурге Достоевского мы не найдем неповторимого очарования петербургских дворцов и набережных, величественных берегов Невы, устремленных ввысь золоченых шпилей. Петербург Достоевского совсем другой, ведь Достоевский смотрит на город глазами своих героев, задавленных «злой жизнью». В этом городе, построенном на болотах и костях тысяч людей, его воздвигавших, несмотря на пышность двордов и особняков, особенно остро ощущается бесчеловечность, равнодушие к нуждам и судьбам конкретных людей. Петербург — столица Российской империи, ее парадный фасад; и как в любой другой столице, пороки всего государства предстают здесь нагляднее и острее.

С первой страницы романа «Преступление и наказание» мы оказываемся на грязных петербургских улицах, входим вместе с Раскольниковым в глухие «дворы-колодцы», поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома, заселенные так густо, что они порой напоминают Ноев ковчег. Даже зной, духота и зловоние дворов — неизбежные атрибуты петербургского жаркого лета — не только подчеркивают убогость обстановки, но и служат выражением психологического состояния человека, чувствующего себя запертым в этом «каменном мешке».

Ничуть не лучше выглядит и жилище Раскольникова. Маленькая, неправильной формы комнатка с убогой обстановкой напоминает шкаф или гроб. Герой чувствует себя в ней словно в тюрьме, постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен, впрочем, не находя облегчения и вне стен «своей конуры». Именно в такой обстановке и могла зародиться болезненная теория Раскольникова, толкнувшая в конечном итоге его к преступлению.

Не уступает этому 'жилищу и комнатушка в самом конце лестнице, на самом верху, под крышей, где ютится семейства Мармеладовых. Нищета здесь проявляется во всем: в «закоптелой двери», в «дырявой простыне», заменяющей перегородку. Впрочем, дело здесь даже не в пищите, которая является неизбежным уделом бедняков. Дело в том, что у героев Достоевского вообще нет дома как такового. То, чем они обладают, — это временное пристанище, каморки, часто снимаемые у « жильцов », то есть у тех, кто сам не имеет собственного дома и, в свою очередь, снимает квартиру. Над Раскольниковым, Разумихиным, Мармеладовыми, и над тысячами таких, как они, бедняков постоянно витает угроза оказаться вообще выкинутыми на улицу, лишившись хоть какой-то крыши над головой.

Погружая нас во внутренний мир своих героев, Достоевский почти демонстративно избегает описания парадных городских пейзажей, архитектурных красот столицы. Даже когда Раскольников выходит на набережную Невы и поворачивается лицом к Зимнему дворцу, он не замечает великолепия открывшегося перед ним пейзажа, это было бы надуманно и не соответствовало бы настроению героя. Раскольников чувствует, как на него «веет необъяснимым холодом», «духом немым и глухим».

Большое значение приобретают в романе сцены, разворачивающиеся в многолюдных местах — на улице, на площади, в распивочной. Мимолетные встречи, случайные люди, ненароком подслушанные разговоры влияют на мысли и решения главных героев, определяя иногда их судьбу. Кроме того, на фоне постоянного многолюдья еще острее чувствуется одиночество и главного героя, и большинства других персонажей романа. Они окружены людьми и в то же время совершенно одиноки, так как изображаемый Достоевским мир петербургской жизни — это мир всеобщей некоммуникабельности, разобщенности, непонимания и человеческого равнодушия. Сочувствие можно встретить в этом мире только в виде исключения. Во время исповеди Мармеладова то и дело раздаются насмешливые и издевательские реплики посетителей распивочной, и только Раскольников оказывается способен выслушать и понять этого несчастного человека. Бьется в истерике, заламывая руки, Катерина Ивановна, не выдержав обрушившегося на нее несчастья, а вокруг собирается толпа зевак — поглазеть на спектакль, на забаву.

Не менее выразительны у Достоевского и встречи с эпизодическими персонажами, лишь на мгновение попадающих в поле зрения читателя: это и преследуемая ищущим известных удовольствий франтом пьяная девочка на бульваре, и ребенок, под аккомпанемент шарманки распевающий «надтреснутым голосом» «Хуторок », и женщина бросившаяся с моста в реку, и переругивающиеся между собой оборванцы, и пьяный солдат с папироской и многие другие.
Беглые зарисовки, мимолетные эпизоды, случайные персонажи — все это, как кусочки мозаики, постепенно складывается в целостное полотно мрачной, бездушной жизни. И постепенно становится ясно, чем рождена теория Раскольникова, этот своеобразный бунт против бесчеловечной жизни, окружающей героя со всех сторон. Вчитываясь в так называемые массовые сцены романа, вдумываясь в отношения людей друг к другу, мы все яснее понимаем, что главная проблема изображенной Достоевским «злой жизни» заключается не столько в нищенских условиях существования большинства персонажей его романа, сколько в атмосфере всеобщего равнодушия, утраты человечности, высоких нравственных начал.

Образ Петербурга как символ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности, не преодолев который путем возрождения духовности и гуманизма, невозможно изменить жизнь к лучшему.




Печать Просмотров: 12979
Версия для компьютеров