Почему эпопея Л. Н. Толстого называется «Война и Мир»

Роман «Война и мир» изначально был за­думан как роман о декабристе, возвратив­шемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самосо­вершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного пра­ва и ее последствия.

Тематику произведения формируют три основных вопроса: проблемы народа, дво­рянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нор­мами. Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 го­да), и два сражения (Аустерлиц и Бороди­но), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действу­ющие лица. Это противопоставление зало­жено уже в самом названии романа: «Вой­на и мир».

Это название имеет глубокий философ­ский смысл. Дело в том, что в слове «мир» до революции было другое буквенное обозначение звука «и» — i десятеричное, и слово писалось «мiръ» — то есть имело и значение «общество, люд, народ». Те­мы, затронутые в романе, освещают важ­ные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев об­щества.

Но и тогда, и сейчас название романа трактуется, исходя из всего многообразия значений, заключенных в этих понятиях. Точно так же, как «война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальны­ми и нравственными барьерами, понятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпо­пее в своих разнообразных значениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьян­ский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бренной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным чело­веком» и так досаждают ему, когда он при­езжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир — это ближай­шее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни.

Но мир — это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Анд­рею существование «царства правды». Мир — это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здра­вицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев.

Эпическое начало в романе невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира. Мир и война идут рядом, перепле­таются, взаимопроникают и обусловлива­ют друг друга. В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержа­ние и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное и потому радо­стное проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение, от­чуждение и изолированность, ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это само­утверждение своего эгоистического «я», несущее другим разрушение, горе, смерть. Ужас смерти сотен людей на плотине во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Тол­стой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь «столько сиживал старичок-мельник с удоч­ками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу».

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколь­ко десятков тысяч человек лежали мертвы­ми в разных положениях на полях и лугах, на которых сотни лет одновременно уби­рали урожай и пасли скот крестьяне дере­вень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского». Здесь ужас убийства на войне становится ясен Ростову, когда он видит «комнатное лицо врага с дырочкой на под­бородке и голубыми глазами».

Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал че­ловека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителя­ми подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; «грешни­ца» Наташа, добившаяся выделения транс­порта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих по­двигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.

Само сочетание «война и мир» уже упо­треблялось в русской литературе, в част­ности, в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»:

Описывай,   не мудрствуя лукаво,

Все точему свидетель в жизни будешь:

Войну и  мир,    управу государей,

Угодников  святые чудеса.

Толстой, как и Пушкин, использует соче­тание «война и мир» как универсальную ка­тегорию.

Печать Просмотров: 36850
Версия для компьютеров