Почему герои Н. В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?

Несомненно, что предшественником смеха Гого­ля можно считать Фонвизина, Крылова, Пушкина, Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеял­ся не над монархией в России, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над омертве­лостью души, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя глубоких интересов, настоящих ценностей и высоких идеалов. Мы знаем, что в про­изведениях Гоголя нет положительных героев. Писа­тель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русского общества. «Изобрази я картинных извер­гов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность...», — писал Гоголь.

Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений су­ществуют и в наше время. Не вывелись по сей день Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлеста­ковы. Герои поэмы «Мертвые души», созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам «знакомыми незнакомцами».

Портретную галерею этого произведения откры­вает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все эти хорошие черты приняли у него смешные, уродливые формы. Он никому не сделал ничего хорошего. Ни великих, ни малых дел от Ма­нилова и ему подобных ждать нельзя.

Гоголь разоблачил явление маниловщины, харак­теризующее чиновничество России. Слово «мани­ловщина» стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечта­ет, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться — они пьянствуют, бездельничают. Долг помещика — организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и тру­диться. Понятие «маниловщина» вышло за рамки об­раза Манилова. «Маниловщина», если ее рассматри­вать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна чиновничье-бюрократическому строю России. Провинциальный по­мещик Манилов подражал «первому помещику Рос­сии» — Николаю I и его окружению. Гоголь изобразил «маниловщину» верхов через ее отражение в про­винциальной среде. По словам академика Д. С. Ли­хачева, «маниловщина» Николая I и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью». А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову! Именно поэтому, когда читаешь «Мертвые души», этот герой кажется нам «знакомым незнакомцем».

Следом за Маниловым Гоголь выводит на сцену Коробочку, одну из «тех матушек, небольших поме­щиц, которые плачутся на неурожаи, убытки... а меж­ду тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков назы­вает Коробочку «дубиноголовой». Это меткое опре­деление вполне отвечает психологии помещицы. В наше время такие коробочки также встречаются. Только сейчас эти люди превратились в жестоко­сердных и жадных, стремящихся к накопительству и не способных на пожертвование.

Типичен для нашего времени и образ Ноздрева. Его стихия — пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. Ноздрев привносит в любое общество скандаль-н ы е истории, поэтому автор иронически называет его «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».

Собакевич (в отличие от Манилова и Ноздрева) предан своему хозяйству. Это хитрый пройдоха, жадный накопитель, которого «омедведила» систе­ма крепостного права. Интересы Собакевича огра­ниченны. Цель его жизни — это материальное обо­гащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей дейст­вительности?

Другим героем «Мертвых душ» является Плюшкин, замыкающий галерею губернских помещиков. «Про­реха на человечестве», — так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Ску­пость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В окружающих он видел только расхитите­лей накопленного им имущества. Сам Плюшкин нику­да не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В са­мом Плюшкине и в его доме чувствуется какое-то движение — но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в совре­менной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличье. Таким образом, Плюшкин тоже ка­жется нам «знакомым незнакомцем».

«"Мертвые души" потрясли в с ю Россию», — отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в обра­зах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его творению представители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом «пока­зать, хотя с одного боку, всю Русь » . Он писал, что бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь в с ю глубину его «настоящей мерзости». Эта мысль не поки­дала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой «Мертвые души».

Центральным героем поэмы является Павел Ивано­вич Чичиков. Прежде всего Чичиков выделяется на об­щем сонном фоне бурной деятельностью, чрезмерной активностью. Это фигура предпринимателя — новая в русской литературе. Гоголь показывает, как сфор­мировалось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуа­ции. Отец дал юному Чичикову наставление: «Все сде­лаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махина­ций и преступлений. Павел Иванович проявляет гро­мадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обе­щают заветную копейку. Чичиков быстро ориентиру­ется в любой ситуации, везде и всех очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. Среди всех персонажей Чичиков больше других кажется нам «зна­комым незнакомцем». Ведь и сейчас жизненной фи­лософией многих наших «предпринимателей» стал лозунг: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спраши­вай». Многие считают: если «прямой дорогой не возь­мешь», то «косой дорогой больше напрямик».

Да и вообще, творчество Гоголя представляется как галерея «знакомых незнакомцев». Вспомним Хлеста­кова из комедии «Ревизор». Разве мы не можем ут­верждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет части­цу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, что бы не указал кто-нибудь на не­го пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хо­чет только признаться», — писал сам Гоголь.

Таким образом, все герои гоголевских произве­дений кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Это происходит потому, что в нашей реальной жиз­ни мы часто встречаем людей, которым присущи пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения читают сейчас, их любят, по ним воспитывают.

Печать Просмотров: 5315
Версия для компьютеров