Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой

Обычно наиболее остро тема родины встает в литературе в периоды войн, революций и т.п., то есть тогда, когда человеку необходимо совершить свой нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века, чему способствовали несколько революций, Гражданская и Первая мировая войны.

Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколений русской интеллигенции.

Ахматова с самого начала не приняла революцию и никогда не меняла своего отношения к ней.

Вполне закономерно, что при таких политических событиях возникает проблема эмиграции, которая действительно сильно коснулась России в первой половине XX века. Многие поэты, писатели, художники и музыканты, близкие Ахматовой, уехали за границу, навсегда покинув родину.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой мести я не внемлю.
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник.
Как заключенный, как больной
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой...
                                                (1922 г.)

Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но и четко определяет свой выбор, так как для нее эмиграция невозможна.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...»
...Но равнодушно и спокойно
 Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
 Не осквернился скорбный дух.
                                                 (1917 г.)

Но родиной в стихах Ахматовой является не только Россия, но и Царское Село, Петербург, Слепнево. Она описывает места, дорогие прежде всего ей самой, свою родину; но тем не менее эти автобиографические черты не вырываются из общего контекста проблем, затрагиваемых поэтессой. Она рассматривает свои личные впечатления и переживания, сопоставляя их с общечеловеческими.

У Ахматовой много стихов, посвященных Петербургу-Петрограду-Ленинграду, городу, с которым так тесно была связана ее судьба.

И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
 И зори родины великой.
 В кругу кровавом день и ночь
Фонит жестокая истома.,.
 Никто нам не хотел помочь
 За то, что мы остались дома,
 За то, что, город свой любя,
 А не крылатую свободу,
 Мы сохранили для себя 
 Его дворцы, огонь и воду...

В стихотворениях Ахматовой, посвященных Петербургу, Петербург- это не символ чего-то, это сам город: «...Мы сохранили для себя // Его дворцы, огонь и воду...» Хотя в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны или эпохи. Строки из того же стихотворения «Петроград, 1919»:

Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но наш священный град
 Петра Невольным памятником будет.
                                                         (1920 г.)
Ахматова рассматривает события в России не только как политические, но и придает им вселенское значение. И если у А. Блока в поэме «Двенадцать» революция - это разгул стихий, вселенских сил, то у Ахматовой это кара божья. Поэтесса обращается к библейским источникам. Например, стихотворение «Лотова жена» (1922-1924 г ):

И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе 
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть 
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла
 На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила...

Ахматова оправдывает ее поступок:

Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Это не просто библейская притча, переложенная на стихи, Ахматова сравнивает судьбу своей родины с Содомом, как позже— с Парижем в стихотворении «В сороковом году»: «Когда погребают эпоху...» Это не смерть Петербурга или России, это смерть эпохи; и Россия не единственное государство, которое постигла эта участь, Все закономерно: у всего есть свой конец и свое начало. Ведь любая новая эпоха начинается обязательно с крушения старой. Возможно, поэтому в стихах Ахматовой есть и светлые ноты, предвещающие рождение нового времени.

...Но с любопытством иностранки.
Плененной каждой новизной,
Глядела я, как мчатся санки 
И слушала язык родной.
И дикой свежестью и силой
 Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг от века милый 
Всходит со мною на крыльцо.
                                              (1929 г.)

В поэме «Реквием» Ахматова продолжает свой поэтический прием, встраивая свои автобиографические переживания в контекст целой современной эпохи. Поэма так и начинается:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом.
Там, где мой народ, к несчастью, был.
                                                      (1961 г.)

Опять же она возвращается к проблеме эмиграции и указывает на то, что для нее нет и не было другого выхода, как только остаться на родине вместе со своим народом.

Поэма посвящена трагедии матери, потерявшей сына. И опять Ахматова решает ее характерными для себя художественными средствами. Она описывает себя и свою трагедию, но сопоставляя ее с трагедией всех матерей, как стоящих с ней сейчас в этой очереди, так и матерей всех времен. Во вступлении она приводит несколько исторических картин, создавая тем самым собирательный образ:

Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Ахматова сравнивает также себя и всех женщин с Богоматерью, потерявшей сына:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Сама композиция поэмы говорит о евангельском подтексте: Посвящение, Вступление, Приговор, К смерти, Распятие, Эпилог.

И опять, уже в 60-е годы Ахматова возвращается к теме родины Вновь появляются стихи о дорогих и памятных местах звучащие как ностальгия по ушедшей эпохе: «Царскосельская ода» (1961 г.) и т.п.

В стихотворении «Родная земля», которое начинается строками из стихотворения 1922 г.:

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще вас... -

Ахматова продолжает тему родины. Это не Петербург 1913 года или уже Ленинград; это не революционная Россия; это Россия вообще, такая, какая она есть сама по себе и какая она есть для каждого, родившегося в ней.

Но ложимся в нее и становимся ею, 
оттого и зовем так свободно - своею.
                                                          (1961 г.)

Печать Просмотров: 10106
Версия для компьютеров