Поэзия Анны Ахматовой

А. А. Ахматова творила в очень слож­ное время, время катастроф и соци­альных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобо­да, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали пи­сать, создавались чудесные строки и строфы.

Источником вдохновения для Ахмато­вой стала Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиг­рацию, так как она знала, что только здесь может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю

На  растерзание   врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но давайте вспомним начало пути по­этессы. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале «Апол­лон», а уже в следующем году вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших рус­ских поэтов. Вся ранняя, а во многом и поздняя лирика Ахматовой была свя­зана с именем А. Блока.

Муза Блока оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и ха­рактерным «мужским» героем эпохи, тогда как Ахматова была представи­тельницей «женской» поэзии. Именно от образов поэзии Блока во многом отталкивается герой ахматовской ли­рики. Ахматова в своих стихах являет­ся в бесконечном разнообразии жен­ских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве слож­ную историю женского характера пе­редовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору сво­ей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие* духом обнов­ления строки:

Все  расхищено,    предано,    продано,

Черной  смерти  мелькало   крыло,

Все голодной  тоскою изглодано 

Отчего же нам стало светло?

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. Но она всегда оставалась и поэтом традици­онным, поставившим себя под знамена русской классики, прежде всего Пуш­кина. Освоение пушкинского наследия продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, ока­зывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна проявиться в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называ­ла любовь «пятым временем года». Чув­ство, само по себе острое и необычай­ное, получает дополнительную силу, проявляясь в предельном, кризисном выражении — взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с не­ожиданным, часто прихотливо-каприз­ным концом психологического сюжета, и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной («Город сгинул», «Новогодняя баллада»). Обыч­но ее стихи — начало драмы, или только ее кульминация, или, еще чаще, — фи­нал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

Слава  тебе,   безысходная боль,

Умер   вчера   сероглазый   король.

...Аза окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля».

Строки Ахматовой несут особую сти­хию любви-жалости:

О нет, я не тебя любила,

Палила   сладостным   огнем,

Так объясни,   какая сила

В печальном имени  твоем.

Мир поэзии Ахматовой — трагичен. Мотивы беды, несчастья звучат в сти­хотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других. В годы ре­прессий, тяжелейших испытаний, ког­да ее мужа расстреляют, а сын ока­жется в тюрьме, творчество станет единственным «спасением, «послед­ней свободой».

Муза никогда не покинула поэта, и она написала великий «Реквием». Та­ким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество было ее жизнью.

Печать Просмотров: 8735
Версия для компьютеров