Поиски смысла жизни молодыми людьми начала XIX века (по произведениям А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В произведениях А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и А. С. Грибоедова «Горе от ума» изображен один и тот же период в жизни русского общества — годы накануне вос­стания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три груп­пы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба народа, ни судьба родины.

Другая группа представляла собой разо­чаровавшихся в окружающей действитель­ности людей, однако неспособных порвать с обществом и вступить на путь борьбы. Та­ков герой романа Пушкина — Евгений Оне­гин. А самая малочисленная группа дворян, представителем которой является Алек­сандр Андреевич Чацкий, вступила на путь борьбы с самодержавием, так как таким людям судьба Родины и народа никогда не была безразлична. Они всем сердцем и ду­шой стремятся изменить жизнь народа, об­щества к лучшему, даже если для этого на­до поступиться репутацией, положением в обществе и, наконец, жизнью.

Как Чацкий, так и Онегин — молодые люди примерно одного возраста и происхожде­ния, оба они по праву рождения принадле­жат к самой высшей аристократии. Эти герои получили обычное для дворянской мо­лодежи того времени образование и воспи­тание, когда учили «чему-нибудь и как-ни­будь». Воспитанием и Чацкого, и Онегина занимались гувернеры-иностранцы, «чис­лом поболее, ценою подешевле». Но если Евгений Онегин, получив определенный ми­нимум знаний, «пускается в большой свет», то Чацкий уезжает за границу «ума искать», т. е. продолжает образование, и это являет­ся одной из причин расхождения жизненных путей этих героев.

Онегин презирает окружающих его людей высшего света, однако остается с ними в приятельских отношениях, не находя в се­бе сил порвать с тем обществом, к которо­му принадлежит по праву своего рождения. Чацкий же, вернувшись из-за границы и не видя на родине никаких перемен к лучше­му, открыто вступает в конфликт с людьми, к кругу которых он принадлежит.

И Чацкий, и Онегин — люди умные. Лиза, горничная Софьи, говорит, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Пушкин же отмечает «резкий, охлажденный ум» своего героя. Оба они — люди «странные» для своего окружения. Чацкий с горечью восклицает:

Я странен? А не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож...

Пушкин также говорит о «неподражаемой странности» Онегина. А вся «странность» героев объяснялась их неудовлетворенно­стью той жизнью, которую они вели. Но ес­ли Чацкий четко осознает свои обязаннос­ти, свой гражданский долг, то Онегин отда­ется во власть «русской хандры». Он, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем за­няться не умел».

Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Он стремится облегчить жизнь народа, не только обличая помещиков-крепостни­ков, но и проводя определенные реформы в своих владениях. Недаром Фамусов пре­дупреждает его: «Именьем, брат, не управ­ляй оплошно». Онегин тоже, как и Чацкий, пытался облегчить жизнь крестьян:

Ярем    он    барщины   старинной

Оброком     легким      заменил;

И   раб     судьбу    благословил...

Но дальше этого дело не пошло. Не зная жизни своего народа, будучи оторванным от национальных корней, Онегин не смог довести до конца начатого им дела. Он про­бовал и читать, и писать, но «труд упорный был ему тошен». Вспомним стремление Чацкого к активной деятельности. Во всем его поведении чувствуется какая-то жи­вость, энергия. Онегину же все надоело, он скучает от безделья.

По-разному проявляется у Чацкого и Оне­гина способность любить. Если Чацкий ис­кренне любит Софью, видя в ней свой жен­ский идеал, свою будущую жену, то в Онеги­не «рано чувства... остыли», он не способен на сильные эмоции. «...Я не создан для бла­женства», — говорит он Татьяне.

В общем, Чацкий и Онегин не похожи друг на друга, однако их многое объединяет. Это люди с «озлобленным умом, кипящим в дей­ствии пустом». Вот она, «русская хандра»! Но если Онегину, как отмечал Писарев, только и остается, что «махнуть рукой на свою скуку, как на неизбежное зло», то Чац­кому предначертан другой путь. Его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году, если, конечно, он не погиб в день восстания.

В этом и заключается главное отличие Чацкого от Онегина, который так и не смог реализовать себя. Именно он является ро­доначальником галереи «лишних людей», о которых Белинский писал: «И эти существа часто бывают одарены большими нрав­ственными преимуществами, большими ду­ховными силами; обещают много, испол­няют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих; тут есть fatum, за­ключающийся в действительности, которою они окружены, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободить­ся». «Чацкий — декабрист», — писал Герцен. И он, конечно, прав. Но не менее важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неиз­бежен при каждой смене одного века дру­гим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого».

В комедии Грибоедова «Горе от ума», как в зеркале, отразились этические и эстети­ческие воззрения декабристов. Эстетика декабристов возникла на стыке классициз­ма дворянского просвещения XVIII века и романтизма и получила название «граж­данский романтизм». Этика, т. е. нравст­венные законы, обязывали героев произ­ведений, принадлежащих перу декабрис­тов, воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, на­пример, герой одноименной поэмы Рылее­ва Войнаровский. Таков лирический герой «Послания Приклонскому» Раевского, кото­рый восклицает: «Для пользы ближнего жить — сладкая мечта».

В один ряд с ними можно поставить и Чацкого, героя комедии «Горе от ума». Ост­роумный, красноречивый Чацкий зло вы­смеивает пороки общества, в котором он вращается. Его блестящий ум, богатый и образный язык находят для этого обиль­ный материал, а направленность речей во многом близка идеям произведений по­этов-декабристов.

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как Чацкий не одинок в своем стремле­нии к переменам. На страницах комедии появляются такие внесценические персо­нажи, которые можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Ска­лозуба, оставивший службу («в деревне книги стал читать»), это профессора Петер­бургского педагогического института, это племянник княгини Тугоуховской князь Фе­дор — химик и ботаник.

Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много общего и с реальными ис­торическими лицами. Чацкий оставил служ­бу, как и Никита Муравьев, Николай Турге­нев, Рылеев, Чаадаев. Особенно много об­щего у Чацкого с Чаадаевым, написавшим «Философические письма», за которые был сурово наказан — объявлен сумасшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский.

Нам одинаково дороги как Чацкий, так и Онегина, ведь они являются представите­лями одного из самых интересных периодов нашей истории — первой четверти XIX века. И, несмотря на их отдаленность во времени, читатель привязывается к этим героям, со­переживает им. И пусть время движется вперед, принося новые перемены, но герои Грибоедова и Пушкина всегда будут вызы­вать у читателя только положительные эмо­ции и во многом служить примером буду­щим поколениям.

Печать Просмотров: 4979
Версия для компьютеров